Сказание Иеронима о Иуде предателе

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Сказание Иеронима о Иуде предателе
Источник: Последняя глава, тридцать вторая, книги «Страсти Христовы», типография Почаевской; nnm.ru



Сказание учителя церковного Иеронима святого о Иуде предателе Господа нашего Иисуса Христа[править]

Был некий муж в Иерусалиме именем Рувим, именовавшийся иначе Симон, от колена Данова. О нем же пишется: «Да будет Дан змея на распутии; от коего колена имать народится антихрист».

Сей Симон имел же жену именем Циборию и зачала Цибория сына и когда уснула сон видела. Воспрянув же ото сна, страхом великим одержима была.

Со воздыханием и сетованием же мужу своему начала рассказывать сон, глаголя: «Видела сына рожденного, очень злого, который явился всему роду нашему виною погибели». Ей же муж говорит: «Пустое говоришь и слышанию недостойное, лукавый дух устрашил тебя». Ему жена тогда отвечает: «Немедленно зачну во чреве и рожу сына, без всякого сомнения. Но не лукавый дух устрашил меня, но есть только это откровение истинное». И тотчас в то время зачла во чреве. Когда пришло ей время рожать, родился им сын и боялись очень о нем. И чтобы ему сотворить, мыслили в себе, говоря: «Убить бы сына нашего, но это ужасно есть. Также и кормить губителя рода своего надо и это не бездельно есть». И тотчас написали на хартии имя ему – Иуда. И положили с ним быстро в ковчежец и по морю пустили. Волны же морские принесли его на остров, называемый Искариот и от сего острова Иуда Искариотский и нарекся.

Острова того царева жена не имела детей. Тогда в то время пошла к морю утешится и увидела ковчежец около берега моря. Повелела его взять и открыть, хотела видеть – что там. И обрели в нем отрока прекрасного и вздохнула царица в себе: «Увы мне неплодной. Хотела бы и я иметь такое дитя, да не останется без наследника царство мое». И тогда повелела отрока сего кормить, а себе быть непраздной, неправду говоря: «Родила я младенца, солгав».

И во всем царстве том была великая радость о том: царица родила сына. Муж её, царь, не знал правды и очень радовался о рожденном сыне. Все его люди тоже ликовали. Этого отрока, по чину царскому и благолепию, кормить и обучать царь повелел. По прошествии некоторого времени царица зачла взаправду от семени мужа своего. И в свое время родила сына. Когда оба младенца подрастали, они всегда играли друг с другом. Иуда сына царева много раз унижал и бил, а отрок много раз плакал. Царица же все видела это и скорбела и обижена была на Иуду за сына своего, а Иуда знал, что не сын он царицы.

По прошествии многого времени не утаилось неправды дело, но явно всем открылось, что Иуда не сын царев, но его на море нашли. Тогда Иуда сильно обиделся и брата своего мнимого, сына царева, тайно убил.

Испугавшись последствий и того, что его тоже могут убить, убежал в Иерусалим с теми, кто нес отдавать дань. И там прилепился к слугам Пилата, который был в то время игемоном Иерусалимским. Пришел он к Пилату и угоден ему был. Пилат же, увидев, что Иуда нравом ему подобен, принял его во дворец свой и по прошествии некоторого времени сильно полюбил его и поставил его старейшиной и строителем своего дворца. И все слуги от мала до велика были в послушании у него.

Случился же день, когда Пилат наблюдал из дома своего на некий сад, который находился недалеко от него и видел в нем яблоки очень на вид привлекательные. Их же он желал отведать. Сей же сад принадлежал Рувиму, отцу Иудиному. Рувим же Иуду, также как и Иуда Рувима, не знали друг друга. Но знал Рувим, что есть сын у него и всегда в сердце своем помышлял, что сын его в ковчежце потоп в море. Также и Иуда не знал кто есть его отец и мать, которая его родила и где есть отечество его. Затем Пилат призвал Иуду к себе и сказал: «Вот желает душа моя вкусить плода от сада того. А если не съем плода от того, то смертию умру». Иуда услышал слово и поспешил в сад тот и начал угодные ему яблоки рвать. По случаю в тоже время пришел в сад и Рувим и увидел в саду Иуду, рвущим яблоки. Он очень разгневался на него и стали они друг друга бранить и поносить, а затем и драться, по-очереди одолевая друг друга. Наконец Иуда взял камень и ударил Рувима по шее и убил отца своего. Взявши яблоки, принес он к Пилату и рассказал о своих приключениях.

Когда был поздний вечер, нашли в саду Рувима мертвым и все говорили, что напрасною смертью и нечаянною он умер. По прошествии некоторого времени Пилат взял себе имение Рувима. А Цеборию, жену его, матерь Иудину, отдал в жены возлюбленному отроку своему – Иуде.

В один день Цибория, тяжко сетуя, воздыхала и говорила Иуде: «Увы мне из всех жен окаяннейшей, так как младенца, сына своего ввергла в море, мужа моего напрасно убили, к тому же и Пилат приложил мне лютые, уязвленные слезы к слезам, да и меня тебе совокупив и многим насилием за жену предал». И тогда Цибория изрекла всю правду о своем сыне. И Иуда тогда рассказал ей все. Тогда открылось, что Иуда мать свою взял себе в жены и жил с ней. И отца своего убил и стал каяться.

По совету Цибории – матери и жены своей, пришел ко Господу нашему Иисусу Христу, учившему в то время, и всех больных исцелял по всей Иудеи. И прощения от Него в грехах своих сподобился. Господь его возлюбил, так и на апостольство себе избрал и попечение ему о себе и прочих апостолов о требовании телесном вручил. Он при себе ковчежец имел, куда клали Христу милостыню. Он же был и стал предателем Господу и Владыке своему. Сей, скорбящий и во время страсти Господней о мире (масле), думал, что можно за триста пенязей продать и дать нищим; но зря пролито было на голову Христу. Не столько он печалился о нищих, но только он как вор был, по свидетельству, написанному от Святого Евангелиста Иоанна.

Сего ради шел он и продал Господа Иисуса иудеям за тридцать серебренников, так как каждый в себе содержал по десять пенязей. Пенязя же имеет в себе десять грошей польских. Или как говорят: все то, что Христу приносили, из этого Иуда десятую часть крал и за десятую часть погубил в мире многоценном, т.е. за тридцать серебренников Иисуса продал, за что потом раскаивался. Жидам хотел вернуть назад и бросил серебренники в церкви, после чего пошел и на дереве удавился и излилась вся утроба его. Живот его вывернуло наружу и вся утроба исторглась, в которой зачалась и родилась злоба и предательство на Господа нашего Иисуса Христа. И узлом срамным завязана была гортань его, откуда изошло сложение цены Бесценного Господа и слово лукавое. Погиб Иуда, повиснув в воздухе, от пределов ангельских и человеческих изгнанный, но нигде, только на воздухе с демонами водворился.