Замысел, как и формулирование концепции проекта «Созерцание денег», и основная работа над ним, приходится на 1997—1998 годы. Его материальной основой стал цикл арт-объектов, сделанных с использованием монет и купюр Банка России, находившихся на тот момент в реальном денежном обороте. Объекты задумывались как самодостаточные части модульных структур с возможностью, в зависимости от конкретной экспозиционной задачи, вариативного комбинирования при показе.
Квадрат, круг, треугольник — простые геометрические фигуры, выбранные в качестве матрицы для монтажа коллажей, были программно предсказуемы и безальтернативны, как идеальные медитативные формы.
В процессе работы почти сразу срезонировала явная визуальная параллель с супрематическим триптихом Казимира Севериновича Малевича, впервые экспонировавшимся в 1915 году на так называемой Последней футуристической выставке картин «0,10» (ноль-десять). Кроме знаменитого «Чёрного квадрата» триптих составляли «Чёрный крест» и «Чёрный круг».
Неосознанно, но явно, проявившаяся ассоциация с нулём формы и иконой русского авангарда сама по себе стала программной частью проекта. При этом пластическое решение намеренно было дано мной не в лоб, как буквальная цитата, а опосредовано. «Чёрный квадрат», ставший одной из поворотных точек в истории искусства ХХ века и почти сразу превратившийся в чистую идею и манифест о самом себе, явился обязательным дорожным указателем для более точного обозначения направления очередного тектонического сдвига в том, что носит сейчас имя искусство.
В 1997 году были сделаны тринадцать станковых вещей, преимущественно квадратной формы. Правильный четырёхугольник идеально соответствовал моему представлению о внешних пропорциях композиций, которые, напомню, задумывались как медитативные. Не менее важным был точный подбор материалов. Ровный мелкоячеистый холст, тем более фабрично проклеенный и загрунтованный, в качестве основы абсолютно не годился. Оптимальным полотном оказалась дерюга (мешковина), с текстурой толстой льняной ткань из грубой пряжи, которая была мной проклеена клеем ПВА и выкрашена акрилом в разные цвета, в зависимости от задуманных композиций. Чтобы крупноячеистая ткань не светила дырками я наклеил её на плотную бумагу, натянутую на подрамник и тоже хорошо проклеенную.
Первая группа работ включает в себя три одинаковых по размерам квадратные формы: «Знак — Квадрат I», «Знак — Квадрат II», «Знак — Крест» (383 х 383 х 25 мм, каждый), оду круглую: «Знак — Круг» ( 400 х 25 мм) и одну треугольную: «Знак — Треугольник» (430 х 430 х 420 х 25 мм). Вторая группа — три дополняющих друг друга формы: «Знак — Большой квадрат» (585 х 585 х 15 мм), «Знак — Большой круг» ( 585 х 15 мм) и «Знак — Большой треугольник» (670 х 670 х 645 х 15 мм).
Ещё одна серия объединяет пять композиций с купюрами (подрамник, мешковина, смонтированная на бумагу, белила, акварель, кисть, окрашивание, купюры номиналом 100 и 200 рублей). Все работы квадратной формы, с аппликацией подкрашенных бумажных денег, на белом фоне холста изображающих одну из трёх геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник): «Знак — Голубой квадрат» (435 х 430 х 25 мм), «Знак — Белый крест» (430 х 430 х 25 мм), «Знак — Желтый треугольник» (430 х 430 х 25 мм), «Знак — Зелёный круг» (435 х 430 х 25 мм).
Отдельно скажу о композиции, более крупной, чем остальные, сделанной одной из первых в самом начале 1997 года и получившей установочное программное название — «Созерцание денег» (1000 х 1000 х 25 мм). Именно эта работа по композиционной структуре более других соответствует образу «Квадрата» Малевича, который в свою очередь, как визуальный знак, апеллирует к христианской традиции иконописных досок. При её создании было использовано примерно сто семьдесят сторублевых купюр образца 1993 года. Замечу, что в последующие годы она неоднократно дорабатывалась и пластически уточнялась. Я долго не мог определиться с окончательным вариантом оптимального цветового решения окоёма внутреннего квадрата и рядом технических нюансов. Минималистичность решения обязывала к выразительной ясности пластического высказывания.
Программную часть проекта составили не только станковые работы. В конце 1997 года были отпечатаны восемь композиций для папки «Созерцание денег», выпущенной в итоге (не вполне помню, по каким причинам) всего в двух экземплярах. Технологически портфолио сочетает технику гравюры на картоне и оттиски с форм, составленных из смонтированных на жесткую основу монет (205 х 150 мм, листы 205 х 145 мм).
Впервые, часть вещей из проекта «Созерцание денег», экспонировалась в январе 1998 года в ЦВЗ Манеж (Санкт-Петербург), на выставке «Петербург 97»[1]; в том же году ещё на нескольких площадках, например в пространстве экспозиции XXVII Международного конгресса экслибриса (ЦВЗ Манеж, Санкт-Петербург)[2].
В августе 1998 года, к выставке «Фестиваль экспериментальных искусств и перформанса» в ЦВЗ Манеж[3], был сделан трёхмерный объект, названный мной: «Пирамида ХО» (картон, мешковина, акрил, кисть, окрашивание, монеты; Н 300, 280 х 280 мм).
Угадывающаяся сакральность в пропорциях и форме объекта была подобрана осознанно, и призвана ассоциироваться с традиционной для России пасхальной пирамидой, которая, как известно, является символом Гроба Господня и воскресение Иисуса Христа из мёртвых. Смертью смерть поправ.
В 1998 году из части листов, не вошедших в папку 1997 года, с совершенно по-новому переработанным материалом, была собрана книга художника — уникат «Созерцание денег» (264 х 196 мм), сброшюрованная папка, включающая двадцать один графический лист. В издании главенствует визуальный ряд, сталкивая случайную, как бы неуверенно-непредсказуемую линеарную пластику в духе детских рисунков с достаточно герметичными (простыми и самодостаточными) геометризированными знаками в центре (отпечатки монет). В большинстве листов дополненных лаконичными аппликациями из цветной бумаги, фокусирующими всю композиционную структуру. Своей выразительной лаконичностью графические листы отсылают к пластике иероглифа. Для работы была выбрана старая бумага и типовая канцелярская обложка, имевшие хождение в 1940-1950-е годы.
В рамках проекта, к отдельным событиям, были сделаны плакаты (двух форматов). Относительно большой (примерно 42 х 30 см, тираж 15 экз.) и малый (примерно 30 х 21 см, тираж 10 экз.). Идентичные по изображению они были напечатаны на бумаге охристо-серых тонов имевшей незначительные отличия и частично подкрашивались вручную (большая часть плакатов отпечатана на светлом охристом крафте). Насколько я знаю, по одному экземпляру плаката (А3) есть в собрании отдела эстампов РНБ (СПб) и отделе изо-изданий РГБ (Москва); остальные — в частных коллекциях.
Главным семантическим элементом этого проекта стали деньги. При этом категорически неточно будет трактовать его суть и направленность, как банальную критику нового постсоветского общества и буржуазных ценностей вообще, поверхностно объясняя её демонстрацией социуму истинных идеалов и зацикленности на выгоде, в неизбывном стремлении обставить самого Гермеса.
Идея проекта родилась закономерно и ненавязчиво, материализовавшись буквально из воздуха времени второй половины девяностых годов. К 1997 году коллективное бессознательное среднестатистического человека ещё блуждало в постсоветской тьме. В воздухе ещё носились рудименты патетической и смутной идеи будущего, как рая для всех и каждого. Популизм воспринимался как романтизм.
Фон: денег в стране становилось все больше, при этом они быстро обесценивались, что на первый взгляд стало удачным мотивирующим нойз-саундом для «Созерцания денег», как Вагнеровский «Полёт валькирий» в «Апокалипсисе сегодня» у Копполы. Буханка хлеба стоила к концу 1997 года в районе 3000 — 5500 рублей. Экономику лихорадило. Закономерно, что вскоре, уже в середине следующего 1998 года, обвал производства привёл Россию к глубочайшему экономическому кризису.
17 августа 1998 года Россия объявила дефолт по краткосрочным облигациям. После чего страна стала сползать в социально-экономическое болото. Был объявлен официальный отказ от попыток удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару, до того искусственно поддерживаемого. Курс рубля менее чем за полгода упал в 3,5 раза — с 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Разорилось большое количество малых предприятий. Банковская система оказалась в коллапсе. Вкладчики разорившихся банков потеряли вклады, рублёвые сбережения населения обесценились, упал уровень жизни, количество получающих мизерное пособие по безработице удвоилось. Одновременно, как следствие, случился политический кризис.
Но при всём этом меня больше интересовало не частное, а целое, не случайное, а типическое (сюжетная линия — литературная сторона не интересовала вовсе). Архетическое. Тотемы и знаки как коммуникативная составляющая современного социума — тема, которая привлекала меня давно, в самых различных проявлениях и аспектах. Искусство как форма коммуникации, как язык. Семиотика и семантика пластического языка. Знаковые системы в искусстве, в этой плоскости серия «Сигнальная система» Юрия Злотникова, созданная им в конце 1950-х годов много интереснее творений Ильи Кабакова или Комара & Меламида. Ёмкий аскетизм индийской тантрической живописи ХVII века, достигнутый при минимуме использованных средств ценнее постмодернистской многословности.
Отстранённость и дистанция.
В 1998 году к одной из выставок мной был придуман и свёрстан буклет «Созерцание денег»[4]. Буклет, выпускавшийся небольшими партиями вплоть до 1999 года, бесплатно распространялся на выставках. Печатал я его в своей мастерской на Каменноостровском проспекте, 26-28, на офисном лазерном принтере HP, на нескольких сортах светлой неплотной бумаги (около половины из них была подкрашена с лицевой стороны вручную зеленым маркером). Текста в нём было мало, в числе прочего список работ и цитаты — энциклопедические определения двух понятий «созерцание» и «деньги», взятые из Краткого толкового словаря русского языка и из Советского энциклопедического словаря.
Вот они:
ДЕНЬГИ, денег, деньгам, мн. Металлические или бумажные знаки, которыми платят за что-н. (ср. Монета) [money; argent; dinero; Geld]. Зарабатывать, получать, тратить деньги. Заплатить деньги в кассу… Денежн/ый, -ая, -ое, -ые[5].
ДЕНЬГИ, особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Стихийно выделились на определенном ист. Этапе. В докапиталистических формациях роль Д. выполняли различные товары, постепенно она перешла к благородным металлам (золоту, серебру)… Функция Д.: мера стоимости; средство обращения; сокровище; средство платежа; всемирные Д.
СОЗЕРЦАНИЕ (филос.), процесс непосредственного восприятия действительности. Понятие С. В идеалистической философии (Платон, Э. Гуссерль) связано с понятием интуиции. В диалектическом материализме С. Рассматривается как чувственная ступень познания[6].
Три базовые геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник, вариативно наполненные ритмическими структурами из монет или купюр, а точнее знаками, известными каждому, “всеобщим эквивалентом”. Своеобразные объекты для медитации. Проект «Созерцание денег» разрастался постепенно, активно в течение примерно одного года, преобразовавшись к 2000 году в перформанс и серию работ, и объектов под названием «Искусство — это бизнес, бизнес — это искусство». Как мне представляется, цели своей я тогда достиг и полученным результатом вполне удовлетворен.
Если во второй половине девяностых словосочетание «Созерцание денег» звучало странно и малопонятно для большинства, в 2010-е оно уже стало устойчивым фразеологизмом, а деньги как материал искусства стали чуть ли не обыденным явлением. Так, в 2010 году немецкий художник по имени Ханс Петер Фельдман получив премию Hugo Boss в области современного искусства, в самом буквальном смысле, всю её использовал для новой выставки. Организованная Фондом Соломона Р. Гуггенхайма при поддержке Hugo Boss премия составляла сто тысяч долларов плюс право на персональную выставку в нью-йоркском филиале Музея Гуггенхайма. Фельдман использовал сто тысяч однодолларовых знаков, равномерно заполнив ими все плоскости и объёмы в отведённом ему экспозиционном пространстве музея. После окончания выставки все купюры были демонтированы со стен и пущены в реальный денежный оборот. По словам художника, сделанное им было демонстрацией влияния денег на искусство. В качестве дополнения-послесловия приведу результаты одного относительно недавнего социально-психологического эксперимента.
В 2006 году в США, профессором Университета Миннесоты, психологом и исследователем в области поведенческой экономики, Кэтлин Вос, был проведён ряд опытов по воздействию образа денег на человека[7].
Изучив реакции примерно пятисот добровольцев, ученые пришли к выводу, что созерцание денежных знаков может значительно изменять личностные поведенческие характеристики. В эксперименте использовались, как реальные банкноты, так и бумажные игровые фишки с изображениями валюты, разнообразные варианты рисованных от руки денег. Испытуемые, находившиеся в длительном зрительном контакте с денежными знаками, почти не обращаясь за помощью, были готовы выполнять сложную и тяжелую работу, справлялись с ней быстрее обычного, при этом были настроены оптимистично, даже проявляли альтруистичность в коммуникации с другими волонтёрами. Ученые зафиксировали, что не только созерцание, но и сама мысль о деньгах, идея присутствия денег, способствует повышению результативности работы[8].
Как мне представляется, эксперимент Кэтлин Вос, наглядно показывает, что в современном социуме место Бога давно и прочно заняли Деньги, одной идеей своего присутствия, дарующие любовь и опору, и веру в жизнь вечную. Примерно этому и был посвящен мой проект «Созерцание денег», впервые представлявший средствами искусства Деньги как новую божественную сущность и объект поклонения.
Примечания
[править]- ↑ Петербург 97. — ЦВЗ Манеж. Санкт-Петербург. 9 — 31 января 1998
- ↑ XXVII Международный конгресс экслибриса. — ЦВЗ Манеж. Санкт-Петербург. 22 — 25 августа 1998
- ↑ II-й Международный фестиваль экспериментальных искусств и перформанса. ЦВЗ Манеж. Санкт-Петербург. 1 — 11 августа 1998
- ↑ Общий тираж составил примерно 225 экз
- ↑ Краткий толковый словарь русского языка. М. — 1990
- ↑ Советский энциклопедический словарь. М. — 1981
- ↑ Zhou, X. Vohs, K. D., & Baumeister, R. F. The symbolic power of money: Reminders of money alter social distress and physical pain // Psychological Science, 20. — 2009. — S. 700-706
- ↑ Vohs, K. D., Mead, N. L., & Goode, M. R. The psychological consequences of money // Psychological Science, 314. — 2006. S. — 1154-1156