Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/110

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

залповъ съ нашей стороны, снова бѣжали на другую сторону и скрылись тамъ въ лѣсу.

Непріятелю помогали также и броненосцы, которые, подойдя къ берегу, открыли по нашимъ войскамъ огонь съ разстоянія пяти верстъ. Громадные снаряды броненосцевъ хотя и долетали до нашихъ войскъ, но не причиняли почти никакого вреда.

Хотя обѣ коллонны нашихъ войскъ и заставили непріятеля столь поспѣшно оставить свои позиціи, что онъ не успѣлъ забрать съ собою даже своихъ убитыхъ и раненыхъ, но тѣмъ не менѣе надлежало завладѣть еще лежащими впереди высотами Хуцубани. По приказанію генерала Оклобжіо, коллона, изъсвѣжихъ войскъ, почти не отвѣчая на выстрѣлы непріятеля, съ крикомъ «ура» заняла высоты Хуцубани, гдѣ и расположилась на ночлегъ.

Принимая въ соображеніе условія мѣстности, столь неблагопріятныя для наступленія, а также упорство, съ которымъ непріятель отстаивалъ каждый шагъ, нельзя было ожидать, чтобы славное дѣло 29-го апрѣля обошлось безъ значительныхъ потерь. Онѣ заключались въ 10 раненыхъ и контуженныхъ офицерахъ и 158 убитыхъ и раненыхъ солдатъ. Потери непріятеля были также значительны: кромѣ многихъ почетныхъ старшинъ, убитыхъ въ дѣлѣ, турки потеряли убитыми до 200 человѣкъ и оставили много тѣлъ на позиціи.

По занятіи Хуцубанскихъ высотъ, Оклобжіо озаботился устройствомъ хорошихъ путей сообщеніи. Разработавъ около 45 верстъ дороги, ріонскій отрядъ началъ наступленіе и заставилъ непріятеля окончательно оставить высоты лѣваго берега рѣки Кинтриши и отступить къ Цихидзири. Наши войска, построивъ черезъ рѣку мосты, укрѣпились у деревни Самебы. Другая же колонна ріонскаго отряда проникла въ Кабулетскій округъ, жители котораго поспѣшили изъявить покорность и выдали оружіе, розданное имъ турками. Въ началѣ іюня турки пробовали было аттаковать наши авангардныя части, но каждый разъ отступали съ большимъ урономъ. Получивъ затѣмъ сильное подкрѣпленіе, турки предприняли цѣлый рядъ аттакъ, которыя хотя и были отбиты, но въ виду перевѣса въ численности непріятеля, генералъ Оклобжіо не нашелъ возможнымъ удерживать свои позиціи, у Самебы и отступилъ на болѣе сильную позицію при Мухаэстатѣ.

И дѣйствительно, нелегко было удерживаться противъ многочисленныхъ и превосходно вооруженныхъ баталіоновъ, далеко превосходящихъ численностью нашъ отрядъ. Къ тому-же, количество орудій у непріятеля было весьма значительно. Многіе изъ нихъ большаго калибра и вылиты, безъ сомнѣнія, на заводахъ Круппа и Амстронга. Непріятельскія батареи вездѣ ко-

Тот же текст в современной орфографии

залпов с нашей стороны, снова бежали на другую сторону и скрылись там в лесу.

Неприятелю помогали также и броненосцы, которые, подойдя к берегу, открыли по нашим войскам огонь с расстояния пяти верст. Громадные снаряды броненосцев хотя и долетали до наших войск, но не причиняли почти никакого вреда.

Хотя обе колонны наших войск и заставили неприятеля столь поспешно оставить свои позиции, что он не успел забрать с собою даже своих убитых и раненых, но тем не менее надлежало завладеть еще лежащими впереди высотами Хуцубани. По приказанию генерала Оклобжио колонна из свежих войск, почти не отвечая на выстрелы неприятеля, с криком «ура» заняла высоты Хуцубани, где и расположилась на ночлег.

Принимая в соображение условия местности, столь неблагоприятные для наступления, а также упорство, с которым неприятель отстаивал каждый шаг, нельзя было ожидать, чтобы славное дело 29 апреля обошлось без значительных потерь. Они заключались в десяти раненых и контуженных офицерах и ста пятидесяти восьми убитых и раненых солдат. Потери неприятеля были также значительны: кроме многих почетных старшин, убитых в деле, турки потеряли убитыми до двухсот человек и оставили много тел на позиции.

По занятии Хуцубанских высот Оклобжио озаботился устройством хороших путей сообщении. Разработав около сорока пяти верст дороги, рионский отряд начал наступление и заставил неприятеля окончательно оставить высоты левого берега реки Кинтриши и отступить к Цихидзири. Наши войска, построив через реку мосты, укрепились у деревни Самебы. Другая же колонна рионского отряда проникла в Кабулетский округ, жители которого поспешили изъявить покорность и выдали оружие, розданное им турками. В начале июня турки пробовали было атаковать наши авангардные части, но каждый раз отступали с большим уроном. Получив затем сильное подкрепление, турки предприняли целый ряд атак, которые хотя и были отбиты, но ввиду перевеса в численности неприятеля, генерал Оклобжио не нашел возможным удерживать свои позиции у Самебы и отступил на более сильную позицию при Мухаэстате.

И действительно, нелегко было удерживаться против многочисленных и превосходно вооруженных батальонов, далеко превосходящих численностью наш отряд. К тому же, количество орудий у неприятеля было весьма значительно. Многие из них большого калибра и вылиты, без сомнения, на заводах Круппа и Армстронга. Неприятельские батареи везде ко-