Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/23

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Команда парохода „Весты“ была составлена изъ охотниковъ-моряковъ Черноморскаго и Балтійскаго флотовъ. Въ числѣ команды находились три волонтера. Говорятъ, что записавшихся въ числѣ охотниковъ парохода „Весты“ было много, но выбраны лишь нѣкоторые.

Командиромъ „Весты“ былъ назначенъ капитанъ-лейтенантъ Николай Михайловичъ Барановъ, одинъ изъ тѣхъ теоретиковъ-моряковъ, которые не признаютъ громаднаго значенія за броненоснымъ флотомъ. Старшимъ офицеромъ на пароходѣ былъ лейтенантъ Вл. Плат. Перелешинъ, а завѣдывающимъ миноноснымъ катеромъ — лейтенантъ М. Плат. Перелешинъ.

Вооруженіе «Весты» состояло, преимущественно, изъ девяти-фунтовыхъ мортиръ пяти шести-дюймовыхъ мортиръ, двухъ скорострѣльныхъ орудій системы Энгстрема, изъ вновь изобрѣтеннаго прибора для автоматической стрѣльбы, посредствомъ соединительныхъ электрическихъ токовъ, и изъ митральезы. Какъ митральеза, такъ и вновь изобретенный приборъ во время боя бездѣйствовали, вслѣдствіе того, что митральеза, находившаяся на борту судна могла имѣть значеніе только тогда, когда судно абордируется катерами; вновь же изобрѣтенный приборъ былъ попорченъ при самомъ началѣ боя. Что касается орудій, то они были разставлены на носу и на кормѣ. Само собою разумѣется, что такое вооруженіе, сравнительно съ вооруженіемъ большаго броненосца, не только незначительно, но даже и просто микроскопично.

Одно небольшое четырехъ-фунтовое ядро, пущенное изъ непріятельскаго судна, могло уже повредить пароходъ «Весту»; снарядъ же изъ одиннадцати-дюймоваго орудія, которыми обыкновенно вооружены турецкіе броненосцы, могъ весьма легко пробить «Весту» насквозь. Вся команда «Весты» состояла изъ 150 человѣкъ.

Еще за недѣлю до боя 11-го іюля, «Веста», вмѣстѣ съ другими пароходами-крейсерами, вышла въ морѣ, но, дня черезъ два, вернулась въ Одессу, не встрѣтивъ непріятеля.

Наконецъ, командиръ «Весты» получилъ разрѣшеніе отправиться въ морѣ особнякомъ, но съ условіемъ, оставаться на немъ не болѣе шести дней. Сдѣлавъ запасы угля, «Веста» 10-го іюля вышла изъ Одессы въ море и на другой день, близь турецкаго порта Кюстенджи, замѣтила полосу чернаго дыма. Немедленно командиръ «Весты» взялъ по направленію этой черной полосы и черезъ нѣсколько минутъ передъ глазами моряковъ ясно обрисовался корпусъ судна. Но какое это было судно, — никто не могъ рѣшить: один говорили, что это пароходъ-фрегатъ, а другіе утверждали — броненосецъ. Судно шло на встрѣчу «Вестѣ» на всѣхъ парахъ. Командиръ «Весты» тоже далъ полный ходъ своему пароходу; оба судна

Тот же текст в современной орфографии

Команда парохода «Веста» была составлена из охотников-моряков Черноморского и Балтийского флотов. В числе команды находились три волонтера. Говорят, что записавшихся в числе охотников парохода «Веста» было много, но выбраны лишь некоторые.

Командиром «Весты» был назначен капитан-лейтенант Николай Михайлович Баранов, один из тех теоретиков-моряков, которые не признают громадного значения за броненосным флотом. Старшим офицером на пароходе был лейтенант Вл. Плат. Перелешин, а заведующим миноносным катером — лейтенант М. Плат. Перелешин.

Вооружение «Весты» состояло преимущественно из девятифунтовых мортир, пяти шестидюймовых мортир, двух скорострельных орудий системы Энгстрема, из вновь изобретенного прибора для автоматической стрельбы посредством соединительных электрических токов и из митральезы. Как митральеза, так и вновь изобретенный прибор во время боя бездействовали вследствие того, что митральеза, находившаяся на борту судна, могла иметь значение только тогда, когда судно абордируется катерами; вновь же изобретенный прибор был попорчен при самом начале боя. Что касается орудий, то они были расставлены на носу и на корме. Само собою разумеется, что такое вооружение, сравнительно с вооружением большего броненосца, не только незначительно, но даже и просто микроскопично.

Одно небольшое четырехфунтовое ядро, пущенное из неприятельского судна, могло уже повредить пароход «Веста»; снаряд же из одиннадцатидюймового орудия, которыми обыкновенно вооружены турецкие броненосцы, мог весьма легко пробить «Весту» насквозь. Вся команда «Весты» состояла из ста пятидесяти человек.

Еще за неделю до боя 11 июля «Веста» вместе с другими пароходами-крейсерами вышла в море, но дня через два вернулась в Одессу, не встретив неприятеля.

Наконец, командир «Весты» получил разрешение отправиться в море особняком, но с условием оставаться на нем не более шести дней. Сделав запасы угля, «Веста» 10 июля вышла из Одессы в море и на другой день близ турецкого порта Кюстенджи заметила полосу черного дыма. Немедленно командир «Весты» взял по направлению этой черной полосы и через несколько минут перед глазами моряков ясно обрисовался корпус судна. Но какое это было судно, — никто не мог решить: один говорили, что это пароход-фрегат, а другие утверждали — броненосец. Судно шло навстречу «Весте» на всех парах. Командир «Весты» тоже дал полный ход своему пароходу; оба судна