Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/24

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

съ усиленнымъ ходомъ шли на встрѣчу и вскорѣ было замѣчено, что то былъ сильный турецкій броненосецъ, который вскорѣ, поднявъ флагъ, выстрѣлилъ по пароходу «Веста» изъ орудія большего калибра. Тогда на «Вестѣ» былъ поднятъ русскій флагъ, а съ капитанской вышки раздалась команда.

— Къ оружію готовься!

На пароходѣ всѣ встрепенулись и заняли свои мѣста.

Изъ боковыхъ орудій парохода раздался залпъ; но залпъ этотъ оказался безвреднымъ, ибо оба судна въ эти минуты неслись на встрѣчу одинъ другому.

— Право, на бортъ! послышалась команда капитана, и «Веста» тотчасъ же повернулась кормою къ непріятелю, который въ это время сдѣлалъ новый выстрѣлъ.

На эти первые выстрѣлы врага громкое «ура!» раздалось на пароходѣ «Веста». Противники сблизились. Ихъ раздѣляло разстояніе трехъ кабельтовъ, т. е. триста сажень. Начался отчаянный артиллерійскій бой на морѣ.

Броненосецъ дѣлалъ залпъ въ 128 пудовъ, между тѣмъ бывшій грузовой коммерческій пароходъ «Веста», вооруженный, сравнительно съ броненосцемъ, легкими орудіями, отвѣчалъ залпомъ всего лишь въ 12 пудовъ. На турецкомъ броненосцѣ были опытные моряки — англичане, которые были настолько нахальны, что даже во время битвы позволяли себѣ командовать въ военной англійской формѣ. На пароходѣ «Вестѣ» были молодые русскіе моряки, которые, быть можетъ, были менѣе опытны въ морскомъ дѣлѣ, но за то своимъ героизмомъ могли поспорить со всѣми моряками Стараго и Новаго свѣта. Что дѣйствительно на турецкомъ броненосцѣ командовали англійскіе офицеры, то это извѣстно теперь достаточно хорошо, такъ какъ и сами участники боя, матросы, прямо говорили:

— Кабы съ туркомъ было наше дѣло, ну, съ нимъ бы мы въ полчаса управились, а то, вѣдь, какъ есть англичанинъ! Фески ни одной на людяхъ не видать, а все бѣлыя шапочки съ англійскими козырьками. Да и опять гг. офицеры по картинкамъ смотрѣли, такъ у турка такого броненосца вовсе и не имѣется. Ширина словно печь, только большому колесному пароходу въ пору, а онъ двухмачтовый, башенный да казематный, вотъ ты тутъ и тягайся съ нимъ! А что не съ туркомъ, а съ англичаниномъ мы имѣли дѣло, такъ это, Боже мой, вотъ какъ вѣрно!

Во время боя полковникъ морской артиллеріи, Черновъ съ неподражаемымъ мужествомъ дѣлавшій наблюденія за стрѣльбой и распоряжавшійся огнемъ кормовыхъ орудій, вдругъ быстро взбѣжалъ на мостикъ, гдѣ

Тот же текст в современной орфографии

с усиленным ходом шли навстречу и вскоре было замечено, что то был сильный турецкий броненосец, который вскоре, подняв флаг, выстрелил по пароходу «Веста» из орудия большого калибра. Тогда на «Весте» был поднят русский флаг, а с капитанской вышки раздалась команда.

— К оружию готовься!

На пароходе все встрепенулись и заняли свои места.

Из боковых орудий парохода раздался залп; но залп этот оказался безвредным, ибо оба судна в эти минуты неслись навстречу один другому.

— Право, на борт! — послышалась команда капитана, и «Веста» тотчас же повернулась кормою к неприятелю, который в это время сделал новый выстрел.

На эти первые выстрелы врага громкое «ура!» раздалось на пароходе «Веста». Противники сблизились. Их разделяло расстояние трех кабельтов, то есть триста сажень. Начался отчаянный артиллерийский бой на море.

Броненосец делал залп в 128 пудов, между тем бывший грузовой коммерческий пароход «Веста», вооруженный, сравнительно с броненосцем, легкими орудиями, отвечал залпом всего лишь в 12 пудов. На турецком броненосце были опытные моряки — англичане, которые были настолько нахальны, что даже во время битвы позволяли себе командовать в военной английской форме. На пароходе «Веста» были молодые русские моряки, которые, быть может, были менее опытны в морском деле, но зато своим героизмом могли поспорить со всеми моряками Старого и Нового света. Что действительно на турецком броненосце командовали английские офицеры, то это известно теперь достаточно хорошо, так как и сами участники боя, матросы, прямо говорили:

— Кабы с турком было наше дело, ну, с ним бы мы в полчаса управились, а то, ведь, как есть англичанин! Фески ни одной на людях не видать, а всё белые шапочки с английскими козырьками. Да и опять г-да офицеры по картинкам смотрели, так у турка такого броненосца вовсе и не имеется. Ширина словно печь, только большому колесному пароходу впору, а он двухмачтовый, башенный да казематный, вот ты тут и тягайся с ним! А что не с турком, а с англичанином мы имели дело, так это, боже мой, вот как верно!

Во время боя полковник морской артиллерии Чернов, с неподражаемым мужеством делавший наблюдения за стрельбой и распоряжавшийся огнем кормовых орудий, вдруг быстро взбежал на мостик, где