Страница:Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. Том 4.djvu/77

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

его государеву, государю царевичю и великому князю Алексѣю Алексѣевичю всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи, служить и добра хотѣть съ полковники и сотники и съ есаулы и со всѣмъ его царьскою величества Войскомъ Запорожскимъ надъ ихъ государьскими непріятели промышлять и за нихъ, государей, головы свои склыдавать ради.

И помотчавъ не многое время, гетманъ Иванъ Выговскій, роспечатавъ государеву цареву и великого князя Алексѣя Михайловича, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержца, грамоту, отдалъ честь подписку Герасиму Борисову. И подписокъ государеву грамоту гетману и полковникомъ и сотникомъ и есауломъ до услышанія челъ. А выслушевъ гетманъ и полковники и сотники и есаулы государеву грамоту, говорилъ гетманъ тое жъ рѣчь, какъ ему объявилъ стряпчей про государьскую радость словомъ.

Ноября въ 20-й день приходилъ къ стряпчему отъ гетмана обозничей граматной Семенъ Марковъ, и говорилъ стряпчему: Гетманъ де меня прислалъ къ тебѣ и велѣлъ спросить о здоровьѣ; да гетманъ же де велѣлъ говорить тебѣ, будетъ де похошь съ Польскимъ посломъ повидатьца и съ нимъ поговорить, и ты де съ нимъ повидайся и поговори.

И стряпчей Дмитрей Рагозинъ ему сказалъ: Видѣтьца де мнѣ съ нимъ не для чево; хотя де съ нимъ видѣтьца, и онъ де мнѣ правды не скажетъ.

Тогожъ числа прислалъ гетманъ Иванъ Выговскій товожъ Семена съ лошадью, и велѣлъ стряпчему къ себѣ быть. И стряпчей Дмитрей Рагозинъ къ гетману поѣхалъ и пріѣхалъ на дворъ, и ссѣлъ у сѣней, и встрѣтили стряпчева человѣкъ съ пять, есаулъ Ковалевской съ товарыщи. И стряпчей пошелъ въ хоромы, и гетманъ его встрѣтилъ среди свѣтлицы и витался и посадилъ подлѣ себя, и говорилъ стряпчему: посылалъ де я къ тебѣ обозничево, чтобы тебѣ видѣтца съ Польскимъ посломъ и говорить.

И стряпчей Дмитрей Рагозинъ гетману говорилъ: видѣтца де мнѣ съ нимъ и говорить не о чемъ, потому что онъ правды не скажетъ; а пріѣхалъ де онъ къ тебѣ гетману отъ короля, или отъ гетмановъ, и съ нимъ листъ къ тебѣ есть, и тебѣ то все вѣдомо, — съ чемъ онъ и о чомъ къ тебѣ пріѣхалъ; и ты де, гетманъ, о томъ вѣдомо учини и тотъ листъ пошли къ великому государю и къ ево царьскому величеству къ Москвѣ, чтобъ великому государю было вѣдомо, отъ ково онъ пріѣхалъ и съ чѣмъ?

И гетманъ стряпчему сказалъ: присланъ де тотъ посланникъ отъ короля безъ листа, а у нихъ де вѣдомо учинилось, какъ де Запороги забунтовали и хотѣли приходить царьского величества на Черкаскія городы грабить, а про меня де, гетмана, вѣдомо имъ учинилось, что меня убили, и ево де король прислалъ про меня и про Запорожскихъ козаковъ провѣдать. А приказъ де ему словомъ: будетъ де я живъ, и онъ де велѣлъ у меня и у Черкасъ просить миру, чтобъ мы съ ними помирились и опять подъ Польскимъ королемъ были, а лутчи бъ де намъ было съ Турскимъ или съ Крымскимъ воеватца, анежели съ вами. И онъ де, гетманъ, ему, Польскому посланнику, сказалъ: какъ де король вашъ съ великимъ государемъ станетъ миритца, въ тое пору и мы де пошлемъ пословъ своихъ съ вами де миритца съ послами царьского величества, помиритца, а не поддатца.

Да онъ же, гетманъ Иванъ Выговскій, стряпчему Дмитрею Рагозину говорилъ: что де у меня вѣстей ни есть, и я де къ великому государю и къ ево царькому величеству о томъ обо всемъ отпишу съ тобою, стряпчимъ, и вѣдомо ему государю о всемъ будетъ. Да гетманъ же сказывалъ: Биневского де я отпустилъ за крестнымъ цѣлованьемъ, что было Лехомъ на Черкаскія городы не збиратца и не прихо-