Страница:БСЭ-1 Том 12. Воден - Волховстрой (1928).pdf/195

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

коммунистические мероприятия рассматривались не только как средство обеспечить победу до конца, экспроприировать экспроприаторов, сосредоточить все основные элементы экономики в руках пролетариата и этим создать предпосылки для строительства социалистического хозяйства. Они рассматривались как прямая социалистическая перестройка той или иной отрасли хозяйства. Завершенная военно-коммунистическая система представлялась подлинной социалистической организацией хозяйства.

В сел. х-ве В. к. последовательно сделал две попытки подойти к его массовой и немедленной социализации. Первоначально, в изданном 14/II 1919 «Положении о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию» был взят резкий курс на отказ от индивидуального крестьянского хозяйства и на немедленный массовый переход к коммунам. Это «Положение» объявляло «все виды единоличного землепользования преходящими и отмирающими». И, действительно, в этот период мы имели очень бурный рост коллективных хозяйств: в 1918 их было всего 912, в 1920  — уже 13.607. Однако, в тех условиях было очень трудно дать вновь создаваемым коммунам, в большинстве случаев образованным бедняками, высокую техническую базу, т. е. создать условия для нормальной работы крупного земледельческого хозяйства. Как поэтому, так и в силу других условий того периода образовавшиеся коммуны были непрочны, часто распадались и редко давали окружающим крестьянам практические доказательства своего преимущества над индивидуальным хозяйством. Поэтому в массе рядовых крестьянских хозяйств коммуны не имели никакой популярности и тяга в колхозы наблюдалась только в бедняцких слоях. Одновременно разруха, вызванная гражданской войной и потеря заинтересованности в расширении посевов, связанная с продразверсткой, привели к резкому сокращению крестьянских посевов и сборов: сбор хлебов в 1917 составлял 653 млн. кв, а в 1920  — лишь 458 млн. кв. Необходимо было добиться производственного воздействия на массу крестьянских хозяйств, их регулирования и включения в экономическую систему В. к. План такого включения и регулирования был разработан к концу В. к. — на 8 Съезде Советов в декабре 1920. Резолюция этого съезда «О мерах укрепления и развития крестьянского сельского хозяйства» указывала, что приложение всех сил для восстановления и развития земледелия является «великой государственной обязанностью крестьянского населения». Наряду с установкой на широкую помощь органов Советской власти крестьянству, наряду с пропагандированием необходимости увеличивать посевы, улучшать обработку земли, интенсифицировать севооборот и т. д. — 8 Съезд Советов выдвинул задачу применить к крестьянскому сельскому хозяйству методы принуждения. . Предполагалось составить «общегосударственный план обязательного посева», разверстываемый по районам, селам, дворам. Особые «посевные комитеты» должны были в принудительном порядкеосуществлять этот план, следя за тем, чтобы размер и состав посевов от него не отступали.

Крестьянин лишался своей хозяйственной автономии, государство регулировало его работу и постепенно должно было взять на себя реорганизацию его хозяйства. Этот проект знаменовал собой апогей В. к.: до него все остальные отрасли хозяйства были уже (хотя бы формально) охвачены системой главкизма, «планового» управления из центра, и т. д. Теперь и с. — х. производство подтягивалось в общий ряд. На деле, однако, этому проекту не суждено было осуществиться, т. к. через 2—3 месяца после его принятия на место В. к. встала новая экономическая политика.

План восстановления и реорганизации промышленности и транспорта был выработан несколько раньше — весной 1920, в момент некоторого затишья гражданской войны. IX Съезд РКП (29/III  — 4/IV 1920) центром своей работы поставил проблемы хозяйственного восстановления. Были намечены методы экономической работы, прекрасно иллюстрирующие суть военно-коммунистического плана социалистического строительства. Прежде всего, Съезд принял известную наметку «Единого хозяйственного плана», который должен был объединить все трудовые усилия по хозяйственному подъему и лечь в основу последовательного восстановления всех отраслей. Этот план состоял в установлении ряда ударных задач, разрешать которые нужно было одну за другой. В первую голову была поставлена задача улучшения состояния транспорта, подвоз и образование необходимейших запасов хлеба, топлива и сырья. Первый период восстановления должен был быть целиком посвящен этой задаче. Во втором периоде должно было быть развернутым «машиностроение на транспорт и на добычу топлива, i сырья и хлеба»; в третий период очередь доходит до машиностроения для отраслей, производящих продукты  — массового потребления, и только в четвертый период усиливается производство этих продуктов. Так, логически, звено за звеном, все отрасли промышленности и транспорта прошли бы через общий подъем и восстановление, и в конце создались бы все основы социали* стического общества. Осуществление этого плана должно было происходить при помощи довершения всей военно-коммунистической схемы  — создания единого штаба хозяйственного командования, который связывал бы все хозяйственные комиссариаты сверху. Дальнейшее расширение милитаризации труда, превращение целых армий из военных единиц в трудовые армии, используемые на работах, требующих применения больших масс простого труда, мобилизация всех квалифицированных рабочих для производственной работы, формирование из мобилизованных новых трудовых частей — все это и должно было дать в руки соответственных органов необходимую концентрированную силу, которую они могли ; бы сосредоточивать на разрешении очеред; ной ударной задачи.

Практический шаг по осуществлению указанного плана представляла собой работа,