Страница:БСЭ-1 Том 12. Воден - Волховстрой (1928).pdf/59

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Вне воды В. живут сравнительно редко, и то большинство таких форм связано с сырыми местообитаниями. Таков, например, Botrydium, встречающийся часто на сырой земле по канавам, и т. п. Впрочем, нек-рые В. приспособились к настоящим сухим местообитаниям. Примером их может служить Trentepolia, нередко встречающаяся на коре берез, где она образует порошковатые налеты кирпичного цвета. Такие В. ббльшую часть своей жизни проводят в высохшем, недеятельном состоянии и растут, так сказать, урывками во время дождей и вообще сырой погоды. Сходный образ жизни имеют В., вызывающие явления т. н. красного (реже желтого, зеленого или черного) снега, высоко в горах или в полярных странах на вечных снегах. Окраска снега обусловливается здесь присутствием в его верхних слоях массы микроскопических В.

Почти все время они находятся в недеятельном состоянии и лишь при непродолжительных оттаиваниях снега возобновляют свой рост и размножение.

Питание В., как и у др. растений, содержащих хлорофилл, происходит, главы, образом, путем ассимиляции углекислоты; но, кроме того, многие из них могут отчасти усваивать и органические вещества из окружающей их среды. Т. о., создается смешанное (миксотрофное) питание, различно выраженное у разных форм. Непосредственные наблюдения в природе показывают, что одни В. особенно пышно развиваются в водах, загрязненных отбросами и т. п., содержащих значительные количества органических веществ; другие же, наоборот, предпочитают чистую воду. Тщательное изучение населения загрязненных водоемов установило, что каждой степени загрязнения свойственна своя флора В. Это обстоятельство имеет немаловажное практическое значение для т. н. биологического анализа воды (см.): степень чистоты или загрязненности водоема определяется при этом по составу его населения и, гл. обр., по В. Способность к органическому питанию у некоторых форм идет так далеко, что они совершенно утратили свой хлорофилл (Polytoma uvella, Chlorothecium saccharophilum и др.). Эта же способность к известному восприятию органического вещества послужила, повидимому, физиологической основой для выработки нек-рых специальных условий существования многих В. В этом отношении особенно следует отметить следующие группы: эпифиты, эндофиты и пар аз ит ы. Такого рода условия жизни широко распространены во всех группах В. и представляют различные степени приспособления к жизни на др. организмах, гл. обр., на растениях. Эпифиты, прикрепляясь к поверхности другого растения, пользуются им только как опорой. Все их питание идет совершенно самостоятельно на счет усвоения углекислоты. Эндофиты уже отчасти проникают внутрь растения между его клетками, но не вызывают в них заметных разрушений. Наконец, паразиты не только проникают в тело другого растения, но и вызывают отмирание пораженных тканей, извлекая из них, по крайней мере, частьсвоего питания. У одних паразитных В. еще сохранился их хлорофилл, так что питание их идет по смешанному (миксотрофному) типу, другие же, наиболее специализированные, сделались совершенно бесцветными и всецело перешли на органическое питание на счет пораженного ими растения.

Примером паразитов первого рода может служить Cephaleuros (из зеленых), а второго рода — Harveyella (из красных) и Rhodochytrium (из зеленых В.). — Симбиоз еще более широко распространен среди В.

Классический пример его мы видим у лишайников (см.), представляющих соединение В. с грибами. Известен, далее, симбиоз В. с низшими животными — инфузориями, червями и др. Во всех этих случаях оба симбионта вступают в очень тесное соединение друг с другом, сопровождаемое взаимным обменом веществ, при чем вся система как целое, повидимому, выигрывает от такого обмена. Симбиоз распространен особенно среди сине-зеленых и простейших зеленых водорослей.

Эволюционное значение и происхождение В. Основной научный интерес изучения В. определяется особенно их значением в вопросах эволюции и филогении. В предыдущем изложении была уже отмечена ясность эволюционных рядов, от простейших форм до более сложных, как это наблюдается здесь в пределах отдельных групп. Кроме того, В., как низшие хлорофил л оносные организмы, имеющие притом очень древнее происхождение, могли явиться источником для развития др., более специализированных групп растений. В результате потери хлорофилла и перехода на органическое питание, из них могли произойти грибы (гл. обр., если не исключительно, из зеленых В.). Прогрессируя в ином направлении, В. могли дать начало и высшим, т. е. листостебельным растениям. Вопрос о том, из какой именно группы В. развилась эта прогрессивная ветвь, не может считаться решенным в настоящее время.

Одни выводят ее от зеленых водорослей, другие — от бурых; возможно, наконец, что высшие растения имеют полифилетическое происхождение, т. е. произошли из разных групп водорослей.

Что касается происхождения самих водорослей, то надо думать, что отдельные группы их произошли независимо друг от друга от одноклетных организмов типа жгутиковых (см.) или — еще шире — типа простейших (см.). В частности, зеленые В. настолько тесно связываются с некоторыми зелеными жгутиковыми, что самая граница между ними оказывается весьма условной.

Также со жгутиковыми, но с другим кругом форм этой обширной группы, наметается связь у бурых В. То же, повидимому, можно сказать относительно диатомовых. Совершенно особняком стоят красные и сине-зёленые В.: происхождение их остается темным.

Экономическое значение В. заключается, главн. обр., в том, что образуя главную массу водной растительности, они прямо или косвенно являются источником пищи для животного населения данного водоема. Что  — касается более специальных