Страница:БСЭ-1 Том 48. Рави - Роббиа (1941).pdf/145

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

что при такрм огромном ареале . распространения неандерталоиды распадались на местные варианты. Так, например, черепа из Галилеи В сравнении с большинством европ. форм обладали меньшей толщиной костей, более прямым Лбом, менее развитым надбровным валиком.

У родезийского черепа, напротив, рельеф надбровья был выражен исключительно сильно, лоб отличался большим наклоном. Однако географические вариации неандертальцев нельзя сопоставлять с современными Р., образование к-рых происходило в более позднее время.

В конце ледникового периода, в эпоху верхнего палеолита, когда неандерталоиды окончательно преобразовались в людей современного типа, появляются и первые представители ныне существующих основных Р. Большинство верхне-палеолитических черепов Европы обнаруживает особенности европеоидной расы: невысокое лицо, низкие глазницы, узкий выступающий нос и т. д. Для той же эпохи известны находки, к-рые выступающими вперед челюстями (прогнатизм), строением лба, пропорциями тела и другими признаками напоминают современных негроидов. Такими находками являются, напр., скелеты женщины и юноши из грота Гримальди близ Ментоны (Южная Франция) или череп из Асселяра на юге Сахары. Относящиеся примерно к этому же времени костные остатки из Вадьяка, на Яве, обладают многими чертами, сближающими их с современными австралийцами (длинный, узкий череп, наклонный лоб, сильно развитое надбровье и т. д.). Наконец, в 1937 в верхнепалеолитической стоянке «Афонтова II» (Красноярский край) был найден обломок черепа с уплощенным переносьем монголоидного типа.

Полное отсутствие скелетных находок рассматриваемого периода в Америке указывает, что Новый Свет тогда еще не был заселен человеком.

Некоторые антропологи (Брин в 1926, Эйкштедт в 1934) пытались наметить области формирования основных Р. Исследования по геологии Азии (в особенности работы акад. Обручева по Сибири) показали, что в конце ледниковой эпохи, приблизительно за 20.000—25.000 лет до хр. э., Южная Сибирь через причерноморские степи сообщалась с Зап. Европой и Средиземноморьем, отделяясь в то же время от Центральной и Восточной Азии мощным ледниковым покровом в области Тяньшаня, Алтая, Саян, Яблонового и Станового хребтов. Другая группа ледников простиралась от Юж. Китая через Гималаи до Сев. Ирана, ограничивая с С. юго-вост. Азию — Индию, Индо-Китай и Индонезию. Если учесть, что почти все костные остатки юго-зап. Сибири эпохи неолита относятся к европеоидам, то становится очень вероятным предположение, что формирование европеоидной («белой») расы происходило на обширных пространствах Зап.

Евразии к Ю. от ледника — в Средиземноморьи, Передней Азии и южно-сибирских степях и предгорьях. Образование монголоидов («желтых») могло иметь место в то же время в центре и на востоке Азии — на территории современной Монголии . и Сев. Китая. Во всяком случае, черепа эпохи перехода от каменного века к бронзовому из сев. — зап. Китая (провинция Гань-су), описанные Блэком (1928), обнаруживают большое сходство с современными монголоидами Сев. Китая. К югу от Гималайских гор — на юго-востоке Азии, — возможно, лежалазона образования промежуточных Р. австралоиндонезийского круга. Менее ясна область происхождения негроидов («черных»). Южноафриканские находки человекообразной обезьяны австралопитека и родезийца подтверждают предположение Дарвина о том, что зона становления человека захватывала и Африку.

С другой стороны, наличие негроидных черт у скелетов из Гримальди и у других более поздних ископаемых форм Европы (напр., у черепа тарденуазской эпохи из пещеры Фатьма-Коба в Крыму, описанного Дебецом, 1936) указывает, что области формирования европеоидов и негроидов не были резко отделены друг от друга. В связи с этим заслуживают внимания мысли Серджи, ДжуффридаРуджери и других о существовании древнего «еврафриканского» слоя — общего предка негроидов и европеоидов. Верхне-палеолитические и более поздние костные остатки из Вост.

Африки, описанные Лики, также говорят в пользу этой гипотезы, т. к. выявляют, несмотря на свою древность, промежуточные негроидноевропеоидные особенности, характерные и для современных вост. — африканцев («эфиопидов»).

Что касается азиатских и океанийских негроидов (дравиды, папуасы, меланезийцы и др.), то они могли развиться самостоятельно из общих с австрало-индонезийцами форм. Американоиды (индейцы Северной и Южной Америки), наконец, по мнению большинства специалистов (Хрдлички, Боаса, Хутона и др.), представляют в основном ветвь древних монголоидов, переселившихся в Америку на исходе ледникового периода. Отсутствие у них некоторых специфических монголоидных особенностей (эпикантуса, низкого переносья) объясняется, вероятно, тем, что данные особенности еще не выработались в эпоху первоначальнЬго заселения Америки на той части азиатского континента, откуда это заселение шло.

С отступанием ледников и установлением современных климатич. условий разрушались изолирующие преграды между основными расообразовательными зонами. Человечество к этому времени далеко продвинулось вперед на пути преодоления естественно-географических факторов; стало, в частности, возможным заселение Севера, освободившегося ото льда. Началась эпоха интенсивной межрасовой метисации.

В северо-западной Азии и, отчасти, в вост.

Европе развернулось широкое взаимодействие европеоидов и монголоидов, приведшее к образованию древнейших метисных промежуточных типов «западно-евразийского» облика, до наст, времени преобладающих среди саамов (лопарей), ненцев, удмуртов, мари, хантов, манси, шорцев и др. народов данной территории. В Индо-Китае, Индонезии и Полинезии, вплоть до Сахалина и Японских о-вов, смешивались в различных сочетаниях многочисленные монголоидные, австралоидные, отчасти и негроидные, расовые типы. В Северной и Северо-вост. Африке усилилась связь между европеоидами и негроидами. В дальнейшем, в процессе исторических преобразований и перемещений различных народов, возникали все новые и новые районы расового смешения (напр., в Средней Азии, Сев. Индии, Поволжьи и т. д.). Метисация стала основным содержанием расогенеза, вызвавшим образование новых многочисленных сочетаний расовых признаков. Некоторые исследователи (напр., Бунак) считают, что такие вековые изменения расо-