Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/231

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

богатыя вотчины, съ бо́льшимъ количествомъ крестьянъ въ нихъ, а также собрать вокругъ себя бо́льшее количество рыцарей и дружинниковъ, и скопить больше денегъ въ своихъ сундукахъ. Такой баронъ, король, или князь обыкновенно выбиралъ для своего мѣстожительства деревни съ выгоднымъ географическимъ положеніемъ и еще не освоившіяся съ порядками свободной городской жизни — Парижъ, Мадридъ, Москва стояли въ такихъ условіяхъ — и при помощи крѣпостного труда онъ создавалъ здѣсь королевскій укрѣпленный городъ, въ который онъ привлекалъ, щедрою раздачею деревень „въ кормленіе“, военныхъ сподвижниковъ, а также и купцовъ, пользовавшихся покровительствомъ, которое онъ оказывалъ торговлѣ. Такимъ образомъ создавалось, въ зачаточномъ состояніи, будущее государство, которое и начинало понемногу поглощать другіе такіе же центры. Законники, воспитанные на изученіи римскаго права, охотно стекались въ такія города: упрямая и честолюбивая раса людей, выдѣлившихся изъ горожанъ и одинаково ненавидѣвшихъ какъ высокомѣріе феодаловъ, такъ и проявленіе того, что они называли беззаконіемъ крестьянства. Уже самыя формы деревенской общины, неизвѣстныя ихъ кодексамъ, самые принципы федерализма были ненавистны имъ, какъ наслѣдіе „варварства“. Ихъ идеалъ былъ цезаризмъ, поддерживаемый фикціею народнаго одобренія и силою оружія, и они усердно работали для тѣхъ, на кого они полагались для осуществленія этого идеала[1].

Христіанская церковь, раньше возстававшая противъ римскаго права, а теперь обратившаяся въ его союзницу, работала въ томъ же направленіи. Такъ какъ попытка образовать теократическую имперію въ Европѣ, подъ главенствомъ папы, не увѣнчалась успѣхомъ, то болѣе интеллигентные и честолюбивые епископы начали оказывать теперь поддержку тѣмъ, кого они считали способными возстановить могущество царей Израиля и

  1. Ср. превосходныя соображенія о сущности римскаго права, данныя L. Ranke, въ его «Weltgeschichte», т. II, ч. 2, стр. 20—31; а также замѣчанія Sismondi о роли легистовъ въ развитіи королевской власти («Histoire des Français», Paris, 1826, VIII, 85—99. Народная ненависть противъ этихъ «Weise Doktoren und Beutelschneider des Volks» выразилась въ полной силѣ въ XVI столѣтіи, въ проповѣдяхъ ранняго реформаціоннаго движенія.
Тот же текст в современной орфографии

богатые вотчины, с бо́льшим количеством крестьян в них, а также собрать вокруг себя большее количество рыцарей и дружинников, и скопить больше денег в своих сундуках. Такой барон, король, или князь обыкновенно выбирал для своего местожительства деревни с выгодным географическим положением и еще не освоившиеся с порядками свободной городской жизни — Париж, Мадрид, Москва стояли в таких условиях — и при помощи крепостного труда он создавал здесь королевский укрепленный город, в который он привлекал, щедрою раздачею деревень «в кормление», военных сподвижников, а также и купцов, пользовавшихся покровительством, которое он оказывал торговле. Таким образом создавалось, в зачаточном состоянии, будущее государство, которое и начинало понемногу поглощать другие такие же центры. Законники, воспитанные на изучении римского права, охотно стекались в такие города: упрямая и честолюбивая раса людей, выделившихся из горожан и одинаково ненавидевших как высокомерие феодалов, так и проявление того, что они называли беззаконием крестьянства. Уже самые формы деревенской общины, неизвестные их кодексам, самые принципы федерализма были ненавистны им, как наследие «варварства». Их идеал был цезаризм, поддерживаемый фикциею народного одобрения и силою оружия, и они усердно работали для тех, на кого они полагались для осуществления этого идеала[1].

Христианская церковь, раньше восстававшая против римского права, а теперь обратившаяся в его союзницу, работала в том же направлении. Так как попытка образовать теократическую империю в Европе, под главенством папы, не увенчалась успехом, то более интеллигентные и честолюбивые епископы начали оказывать теперь поддержку тем, кого они считали способными восстановить могущество царей Израиля и

  1. Ср. превосходные соображения о сущности римского права, данные L. Ranke, в его «Weltgeschichte», т. II, ч. 2, стр. 20—31; а также замечания Sismondi о роли легистов в развитии королевской власти («Histoire des Français», Paris, 1826, VIII, 85—99. Народная ненависть против этих «Weise Doktoren und Beutelschneider des Volks» выразилась в полной силе в XVI столетии, в проповедях раннего реформационного движения.