Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/233

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

шили рѣзко отдѣлить себя отъ новыхъ пришельцевъ. Первымъ предоставлялись всѣ благодѣянія общинной торговли и пользованія общинными землями, а вторымъ не оставляли ничего, кромѣ права свободно проявлять искусство своихъ рукъ. Городъ, такимъ образомъ, раздѣлился на „гражданъ“, или „общинниковъ“ и на „обывателей“, или „жителей“[1]. Торговля, носившая ранѣе общинный характеръ, стала теперь привилегіей купеческихъ и ремесленныхъ фамилій, и слѣдующая ступень — переходъ къ личной торговлѣ, или къ привилегіямъ капиталистическихъ, угнетательскихъ компаній —трёстов — стала неизбежной.

То же самое раздѣленіе возникло и между городомъ, въ собственномъ смыслѣ этого слова, и окружающими его деревнями. Средневѣковыя Коммуны пытались-было освободить крестьянъ, но ихъ войны противъ феодаловъ вскорѣ превратились, какъ уже сказано выше, скорѣе въ войны за освобожденіе самаго города отъ власти феодаловъ, чѣмъ въ войны за освобожденіе крестьянъ. Городская община оставила за феодаломъ его права надъ крестьянами, при условіи, чтобы онъ болѣе не причинялъ вреда городу и сталъ согражданиномъ. Но дворянство, „воспринятое“ городомъ и перенесшее свою резиденцію во внутрь городской ограды, внесло старыя свои фамильныя войны въ предѣлы города. Оно не мирилось съ мыслью, что дворяне должны подчиняться суду простыхъ ремесленниковъ и купцовъ, и оно продолжало вести на городскихъ улицахъ свои старыя родовыя войны изъ-за кровавой мести. Въ каждомъ городѣ теперь были свои Колонны и Орсини, свои Оверштольцы и Визы. Извлекая большіе доходы изъ имѣній, которыя они успѣли удержать за собой, феодальные владѣльцы окружили себя многочисленными кліентами и феодализировали нравы и обычаи самаго города. Когда же стало возникать недовольство среди ремесленныхъ классовъ города, противъ старыхъ гильдій и фамилій, феодалы стали предлагать обѣимъ партіямъ свои мечи и своихъ многочисленныхъ прислуж-

  1. Брентано вполнѣ оцѣнилъ губительные результаты борьбы между „старыми бюргерами“ и новопришельцами. Мясковскій, въ своей работѣ о деревенскихъ общинахъ Швейцаріи, указалъ на то же въ исторіи деревенскихъ общинъ.
Тот же текст в современной орфографии

шили резко отделить себя от новых пришельцев. Первым предоставлялись все благодеяния общинной торговли и пользования общинными землями, а вторым не оставляли ничего, кроме права свободно проявлять искусство своих рук. Город, таким образом, разделился на «граждан», или «общинников» и на «обывателей», или «жителей»[1]. Торговля, носившая ранее общинный характер, стала теперь привилегией купеческих и ремесленных фамилий, и следующая ступень — переход к личной торговле, или к привилегиям капиталистических, угнетательских компаний —трёстов — стала неизбежной.

То же самое разделение возникло и между городом, в собственном смысле этого слова, и окружающими его деревнями. Средневековые Коммуны пытались было освободить крестьян, но их войны против феодалов вскоре превратились, как уже сказано выше, скорее в войны за освобождение самого города от власти феодалов, чем в войны за освобождение крестьян. Городская община оставила за феодалом его права над крестьянами, при условии, чтобы он более не причинял вреда городу и стал согражданином. Но дворянство, «воспринятое» городом и перенесшее свою резиденцию вовнутрь городской ограды, внесло старые свои фамильные войны в пределы города. Оно не мирилось с мыслью, что дворяне должны подчиняться суду простых ремесленников и купцов, и оно продолжало вести на городских улицах свои старые родовые войны из-за кровавой мести. В каждом городе теперь были свои Колонны и Орсини, свои Оверштольцы и Визы. Извлекая большие доходы из имений, которые они успели удержать за собой, феодальные владельцы окружили себя многочисленными клиентами и феодализировали нравы и обычаи самого города. Когда же стало возникать недовольство среди ремесленных классов города, против старых гильдий и фамилий, феодалы стали предлагать обеим партиям свои мечи и своих многочисленных прислуж-

  1. Брентано вполне оценил губительные результаты борьбы между «старыми бюргерами» и новопришельцами. Мясковский, в своей работе о деревенских общинах Швейцарии, указал на то же в истории деревенских общин.