Страница:Взаимная помощь как фактор эволюции (Кропоткин 1907).pdf/320

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

странства, затопленныя водою, и всѣ впадины становятся болотами или обширными озерами, которыя привлекаютъ къ себѣ несмѣтныя количества всевозможныхъ животныхъ со всего сухого вельта (высокихъ степей).

«Несмѣтныя стаи гусей и утокъ покрывали поверхности озеръ», пишетъ Шиллингсъ, «а по берегамъ паслись тысячи гну и зебръ; и съ самыхъ дальнихъ предѣловъ вельта собрались носороги къ своимъ обычнымъ водопоямъ среди камышей; вернулись также ватербоки, хартебесты (различныя породы косуль и антилопъ), газели и нѣсколько буйволовъ» (стр. 91, 92).

Описанія жизни по берегамъ этихъ временныхъ озеръ, данныя Шиллингсомъ, и его замѣчательныя фотографіи, — часть которыхъ онъ снималъ ночью, при помощи свѣта внезапной вспышки, — поразительны, такъ какъ показываютъ, какія громадныя количества разнообразныхъ животныхъ собираются въ этихъ мѣстахъ, и какъ имъ удается подойти стадами и напиться ночью, не будучи разорваны собирающимися сюда-же львами, — только благодаря бдительности и осторожности своихъ развѣдчиковъ и сторожей. Начиная съ заката солнца вплоть до слѣдующаго утра, къ озеру подлетаютъ и подходятъ на водопой сотни тысячъ различныхъ птицъ и самыя разнообразныя породы млекопитающихъ. Любопытно, что въ свои первыя экспедиціи Шиллингсъ видѣлъ, что львы охотятся сворою, и то же видно на его ночныхъ фотографіяхъ. На одной изъ нихъ видны три льва, кравшіеся къ добычѣ. Лично Шиллингсъ не видалъ больше семи львовъ вмѣстѣ (стр. 133); но какъ только одинъ левъ рычалъ ночью, ему почти немедленно откликались нѣсколько другихъ. И когда на берегу одного временнаго озера, гдѣ собралось очень много всякихъ животныхъ, послѣ того какъ Ш. наслушался за ночь рычанія многихъ львовъ, онъ сталъ разбирать утромъ ихъ слѣды, «я убѣдился», пишетъ онъ, «по найденнымъ слѣдамъ, что по крайней мѣрѣ тридцать львовъ поселились въ то время въ этомъ мѣстѣ» (стр. 132). «Одинъ уважаемый англійскій наблюдатель», говоритъ онъ (стр. 345), «видѣлъ однажды двадцать семь львовъ вмѣстѣ». Сходиться по нѣсколько для охоты было для львовъ обычнымъ дѣломъ, въ то время когда Шиллингсъ совершалъ свои экспедиціи.


Тот же текст в современной орфографии

странства, затопленные водою, и все впадины становятся болотами или обширными озерами, которые привлекают к себе несметные количества всевозможных животных со всего сухого вельта (высоких степей).

«Несметные стаи гусей и уток покрывали поверхности озер», пишет Шиллингс, «а по берегам паслись тысячи гну и зебр; и с самых дальних пределов вельта собрались носороги к своим обычным водопоям среди камышей; вернулись также ватербоки, хартебесты (различные породы косуль и антилоп), газели и несколько буйволов» (стр. 91, 92).

Описания жизни по берегам этих временных озер, данные Шиллингсом, и его замечательные фотографии, — часть которых он снимал ночью, при помощи света внезапной вспышки, — поразительны, так как показывают, какие громадные количества разнообразных животных собираются в этих местах, и как им удается подойти стадами и напиться ночью, не будучи разорваны собирающимися сюда же львами, — только благодаря бдительности и осторожности своих разведчиков и сторожей. Начиная с заката солнца вплоть до следующего утра, к озеру подлетают и подходят на водопой сотни тысяч различных птиц и самые разнообразные породы млекопитающих. Любопытно, что в свои первые экспедиции Шиллингс видел, что львы охотятся сворою, и то же видно на его ночных фотографиях. На одной из них видны три льва, кравшиеся к добыче. Лично Шиллингс не видал больше семи львов вместе (стр. 133); но как только один лев рычал ночью, ему почти немедленно откликались несколько других. И когда на берегу одного временного озера, где собралось очень много всяких животных, после того как Ш. наслушался за ночь рычания многих львов, он стал разбирать утром их следы, «я убедился», пишет он, «по найденным следам, что по крайней мере тридцать львов поселились в то время в этом месте» (стр. 132). «Один уважаемый английский наблюдатель», говорит он (стр. 345), «видел однажды двадцать семь львов вместе». Сходиться по несколько для охоты было для львов обычным делом, в то время когда Шиллингс совершал свои экспедиции.