Страница:Герберштейн - Записки о Московии.djvu/56

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 44 —

лѣтъ посѣщали Руссію, подвластную литовцамъ, и возвращались оттуда съ собранными деньгами. Но Витолдъ не захотѣлъ болѣе допускать этого, именно для того, чтобы не вывозилось серебро изъ его областей. Собравъ для того епископовъ, онъ поставилъ собственнаго митрополита, который нынѣ имѣетъ свое пребываніе въ Вильнѣ, столицѣ Литвы. Хотя Литва и слѣдуетъ римскому закону, однако въ ней видно русскихъ храмовъ болѣе, чѣмъ римскихъ. Впрочемъ русскіе митрополиты получаютъ поставленіе отъ константинопольскаго патріарха.

Русскіе въ своихъ лѣтописяхъ открыто славятся тѣмъ, что, прежде Владиміра и Ольги, земля русская была крещена и благословлена Христовымъ апостоломъ Андреемъ. Они говорятъ, что Андрей пришелъ изъ Греціи къ устью Борисѳена и поплылъ вверхъ по рѣкѣ къ тѣмъ горамъ, гдѣ нынѣ Кіевъ, и тамъ благословилъ и крестилъ всю землю; что онъ поставилъ тамъ свой крестъ и предсказалъ, что на этой землѣ будетъ великая милость Господа и много христіанскихъ церквей; что потомъ оттуда онъ дошелъ до истоковъ Борисѳена, къ большому озеру Волокъ (in Vuoloklacum) и по рѣкѣ Ловати спустился въ озеро Ильмерь, оттуда по рѣкѣ Волхову, которая течетъ изъ этого озера, онъ прибылъ въ Новгородъ, оттуда, по той же рѣкѣ, въ Ладожское озеро, и рѣкой Невою (Neua) въ море, которое они называютъ Варяжскимъ, мы же, на пространствѣ между Финляндіею и Ливоніею, Германскимъ, — и морскимъ путемъ прибылъ въ Римъ; наконецъ, что въ Пелопонесѣ онъ былъ распятъ за Христа Агомъ Антипатромъ. Это разсказываютъ ихъ лѣтописи.

Нѣкогда митрополитъ также архіепископы, были выбираемы на соборѣ изъ всѣхъ архіепископовъ, епископовъ, архимандритовъ и игуменовъ: искали въ монастыряхъ и пустыняхъ мужа святой жизни и избирали его. Про нынѣшняго же князя говорятъ, что онъ обыкновенно призываетъ къ себѣ нѣсколько извѣстныхъ ему лицъ, и изъ ихъ числа выбираетъ одного по своему усмотрѣнію. Въ то время, когда я былъ въ Московіи въ качествѣ посланника цесаря Максимиліана, митрополитомъ былъ Варѳоломей, мужъ святой жизни. Когда князь нарушилъ клятву, данную имъ и самимъ митрополитомъ князю Шемячичу, и сдѣлалъ нѣкоторыя другія распоряженія, которыя, по видимому, не приличествовали его власти, Варѳоломей пришелъ къ князю и сказалъ: «Такъ какъ ты присвоиваешь всю

Тот же текст в современной орфографии

лет посещали Руссию, подвластную литовцам, и возвращались оттуда с собранными деньгами. Но Витолд не захотел более допускать этого, именно для того, чтобы не вывозилось серебро из его областей. Собрав для того епископов, он поставил собственного митрополита, который ныне имеет свое пребывание в Вильне, столице Литвы. Хотя Литва и следует римскому закону, однако в ней видно русских храмов более, чем римских. Впрочем русские митрополиты получают поставление от константинопольского патриарха.

Русские в своих летописях открыто славятся тем, что, прежде Владимира и Ольги, земля русская была крещена и благословлена Христовым апостолом Андреем. Они говорят, что Андрей пришел из Греции к устью Борисфена и поплыл вверх по реке к тем горам, где ныне Киев, и там благословил и крестил всю землю; что он поставил там свой крест и предсказал, что на этой земле будет великая милость Господа и много христианских церквей; что потом оттуда он дошел до истоков Борисфена, к большому озеру Волок (in Vuoloklacum) и по реке Ловати спустился в озеро Ильмерь, оттуда по реке Волхову, которая течет из этого озера, он прибыл в Новгород, оттуда, по той же реке, в Ладожское озеро, и рекой Невою (Neua) в море, которое они называют Варяжским, мы же, на пространстве между Финляндиею и Ливониею, Германским, — и морским путем прибыл в Рим; наконец, что в Пелопонесе он был распят за Христа Агом Антипатром. Это рассказывают их летописи.

Некогда митрополит также архиепископы, были выбираемы на соборе из всех архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов: искали в монастырях и пустынях мужа святой жизни и избирали его. Про нынешнего же князя говорят, что он обыкновенно призывает к себе несколько известных ему лиц, и из их числа выбирает одного по своему усмотрению. В то время, когда я был в Московии в качестве посланника цесаря Максимилиана, митрополитом был Варфоломей, муж святой жизни. Когда князь нарушил клятву, данную им и самим митрополитом князю Шемячичу, и сделал некоторые другие распоряжения, которые, по видимому, не приличествовали его власти, Варфоломей пришел к князю и сказал: «Так как ты присваиваешь всю