Страница:Дернбург. Пандекты. Т. I (1906).djvu/221

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 206 —

воображении — partes pro indiviso, возможны как по отношению к неделимым, так и по отношению к делимым объектам[1].

§ 77. Принадлежности[2].

Принадлежностями — pertinentia, вспомогательными или побочными вещами называются такие предметы, которые вместе с другой, главной вещью служат одной и той же экономической цели и которые вследствие этого в гражданском обороте рассматриваются вместе с главною вещью, как одна величина.

1. В римском праве всякие юридические сделки, особенно купля-продажа, завещание и залог, направленные на главную вещь, распространялись и на ее принадлежности, если только сторонами не было оговорено обратное[3]. В этом и заключалось единственное юридическое значение связи между главною вещью и принадлежностью.

У римлян принадлежностями признавались лишь некоторые малоценные вспомогательные вещи, облегчающие постоянное употребление главного предмета.

Принадлежности чаще всего встречаются при недвижимости, но они возможны и у движимости, напр., у кораблей.


  1. l. 35, § 3. D. de rei vind. 6. 1. Paulus libro 21 ad edictum: Eorum quoque, quae sine interitu dividi non possunt, partem petere posse constat. Смысл таков: можно виндицировать и идеальную часть неделимой вещи на том основании, что выделение ее может произойти посредством уплаты по оценке. Общая собственность в идеальных частях возможна, и часто встречается по отношению к акциям. См. Sokolowski, привед. сочин., стр. 308 след.; Eck в Jherings Jahrb., т. 35, стр. 308.
  2. Gesterding: Irrthümer der Rechtsgelehrten, стр. 301 и след.; Funke: Die Lehre von den Pertinenzen, 1827; Wächter: Württembergisches Privatrecht, т. 2, стр. 242 и след.; Dernburg: Pfandrecht, т. 1, § 56; Goeppert: Ueber die organischen Erzeugnisse, стр. 59; Kohler в Jherings Jahrb., т. 26, статья 1; Sokolowski, привед. сочин., стр. 337 след., стр. 373 след.
  3. Kohler, привед. сочин., доказывает, что соединение различных вещей воедино для каких-либо целей служит интересам культуры. Разрушение такой связи и разъединение их всегда препятствует достижению тех культурных задач, которым эти соединенные вещи служат; так будет, напр., в случае отнятия у имения рабочего скота и семян или машин и инструментов у фабрик. Однако римское и общегерманское право предоставляют оценку таких обстоятельств, далеко не всегда одинаковых в отдельных случаях, самим заинтересованным лицам; поддержанию же экономической целости право содействует только тем, что в случае спора допускает презумпцию в пользу такой связи.