Страница:Дернбург. Пандекты. Т. I (1906).djvu/409

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 394 —


5. Постановление о реституции[1] может призвать снова к жизни уже утерянный иск или другое какое-нибудь средство правовой защиты. In integrum restitutio действует одинаково по отношению к обеим сторонам. Поэтому реституция в целях расторжения какой-либо сделки может состояться по отношению к ответчику лишь под тем условием, чтобы и истец с своей стороны возвратил все, что̀ он получил от ответчика в силу той же сделки[2][3].

6. Ходатайствовать о приведении в исполнение приговора относительно реституции может только истец, но не ответчик, несмотря на то, что эта мера могла бы принести выгоду и ему[4].


ГЛАВА ПЯТАЯ.
Исковая давность.
§ 144. Давность вообще[5].

1. Давностью укрепляются издавна существующие отношения; время возводит их на степень права, или по крайней мере погашает противоречащие им права.

Само по себе право имеет значительные преимущества перед простом фактическим положением. Но весы справедливости клонятся в сторону факта, когда к нему присоединяется еще вся тяжесть долгих годов. Порядки, возникшие на чисто фактической почве и продолжительное время неприкосновенно существовавшие, получают решающее значение в сфере жизненных отношений,


    понесенные им убытки. Но едва ли это соответствует современным представлениям о справедливости.

  1. В современном праве решение о реституции является простым приговором, который вступает в законную силу так же, как и всякий другой приговор. В Риме также выработалась законная сила постановления реституции l. 1 и след. C. si saepius in integrum restitutio 2. 43.
  2. L. 24, § 4, l. 27, § 1, l. 40, § 1, l. 47, § 1. D. de minoribus. 4. 4; l. un. C. de reputationibus. 2. 47.
  3. L. 27, § 1. D. de minoribus. 4. 4.
  4. L. 41. D. de minoribus. 4. 4.
  5. Unterholzner: Ausführliche Entwickelung der gesammten Verjährungslehre, 2 тома, изд. 1, 1828, 2-е издание, переработанное Schirmer’ом 1858. В первом томе, стр. 17 приведена древнейшая литература. Savigny, т. 4, §§ 178, 199, т. 5, §§ 237 и след. У римлян слово „praescriptio“ обозначало возражение, в частности возражение о давности, отсюда и термин „praescribere“. Fitting в Zeitschrift der Savignystift., rom. Abtheilung, т. 9, стр. 394, т. 14, стр. 259. Со времени средних веков praescriptio стало техническим термином для давности вообще.