Страница:Дернбург. Пандекты. Т. I (1906).djvu/412

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 397 —

новения известному ограничению во времени: право возникает только на определенный срок, по истечении которого оно погашается в силу юридической необходимости. Давность же, напротив, наступает только по отношению к тем правам, которые не ограничены никакими сроками, призваны действовать в течение неопределенного времени и теряют свою силу лишь вследствие предъявления возражения по поводу давности[1].

§ 145. Развитие и понятие исковой давности.

I. Самой распространенной давностью является исковая. В Риме она впервые встречается только в эпоху христианских императоров[2].

1. По древнему римскому праву иски, возникшие из jus civile, не подлежали погашению по давности — были perpetuae[3], и время не имело на них никакого влияния. Характерной чертой древнейшего римского права было упорное охранение раз возникших прав независимо от практических соображений[4].

Наоборот, кратковременную давность имели обыкновенно преторские иски, и всегда — эдильские, почему они и назывались temporales[5]. Так как иски эти были введены по практическим соображениям, то ясно, что и здесь руководствовались исключительно утилитарными целями. В частности преторские штрафные иски


  1. Grawein: Verjährung und gesetzliche Befristung, 1880. Schwalbach в Jherings Jahrb., т. 20, стр. 6. Законными сроками считаются между прочим и процессуальные, в частности сроки для обжалования судебного решения.
  2. Относительно истории исковой давности см. Demelius: Untersuchungen aus dem römischen Civilrecht, 1856.
  3. Исключением является lex Furia. По этому закону sponsores и fideipromissores освобождались от долга по поручительству по истечении двух лет. Gai Inst. III, § 121. Этот закон основывался на особых политических и социальных соображениях. См. однако l. 4. D. de div. temp. praescr. 44. 3 и l. 25. D. de stip. serv. 45. 3.
  4. Сопоставить можно право собственника виндицировать свою вещь даже у такого лица, которое ее приобрело добросовестно от несобственника.
  5. Pr. I. de perpetuis. 4. 12: …eas vero, quae ex propria praetoris jurisdictione pendent, plerumque intra annum vivere, nam et ipsius praetoris intra annum erat imperium. Последнее замечание указывает только на эфемерный характер этих исков, исходящих от эфемерной власти. Нигде не сказано, чтобы они погашались по давности с истечением годичного срока преторской должности, да это было бы и неправильно. См. однако Ubbelohde: Tempus utile, стр. 34 и след. Karlowa: Römische Rechtsgeschichte, т. 2, § 103, стр. 978.