Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Январь.djvu/17

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
19
Житие святаго Василия Великого

— Есть наряду с этими утехами, — говорил Василий, — утешения другого рода, небесного происхождения. Нельзя в одно и то же время пользоваться теми и другими — никто́же бо мо́жетъ двѣма̀ господи́нома рабо́тати[1], — но мы все-таки, насколько возможно людям, привязанным к житейскому, раздробляем хлеб истинного познания и того, кто, даже по собственной вине, лишился одеяния добродетели, вводим под кров добрых дел, жалея его, как жалеем на улице человека нагого.

Вслед за этим Василий стал говорить Еввулу о силе покаяния, описывая однажды виденные им изображения добродетели и порока, которые поочередно привлекают к себе человека, и изображение покаяния, около которого, как его дочери, стоят различные добродетели[2].

— Но нам нечего, Еввул, — прибавил Василий, — прибегать к таким искусственным средствам убеждения. Мы владеем самою истиною, которую может постичь всякий, искренно к ней стремящийся. Именно, мы веруем, что все некогда воскреснем, одни — в жизнь вечную, а другие — для вечного мучения и посрамления. Нам ясно об этом говорят Пророки: Исаия, Иеремия, Даниил и Давид и божественный Апостол Павел, а также Сам призывающий нас к покаянию Господь, Который отыскал погибшее овча, и Который возвращающегося с раскаянием блудного сына, обняв с любовию, лобызает, украшает его светлою одеждою и перстнем и делает для него пир[3]. Он дает равное воздаяние пришедшим в одиннадцатый час, равно как и тем которые терпели тѧготꙋ̀ днѐ и҆ ва́ръ[4]. Он подает нам кающимся и родящимся водою и Духом то, и҆́хже ѻ҆́ко не ви́дѣ, и҆ ᲂу҆́хо не слы́ша, и҆ на се́рдце человѣ́кꙋ не взыдо́ша, ꙗ҆̀же ᲂу҆гото́ва бг҃ъ лю́бѧщымъ є҆го̀[5].

Когда Василий передал Еввулу вкратце историю домостроительства нашего спасения, начав с грехопадения Адамова и закончив учением о Христе-Искупителе, Еввул воскликнул:

— О, явленный небом Василий! Чрез тебя я верую в Единого Бога Отца Вседержителя, Творца всяческих, и чаю воскре-


  1. Еванг. от Матф., гл. 6, ст. 24.
  2. Такие картины в древности нередко употреблялись нравоучителями для того, чтобы произвести большее впечатление на слушателей.
  3. Еванг. от Луки, гл. 15.
  4. Ва́ръ, т. е. жара, зной, который очень тяжел на Востоке (Еванг. от Матф., гл. 20, ст. 12).
  5. Т. е., чего мы теперь никакими средствами и представить себе не можем (1 Посл. к Коринф., гл. 2, ст. 9).