Страница:Жития святых свт. Димитрия Ростовскаго. Январь.djvu/941

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
943
Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского


Прибытие святых мощей в Арзамас было отмечено необычным событием. Пока Крестный ход продвигался по городу в собор, в Дивееве паломники наблюдали чудесное явление на небе. До того спокойное солнце вдруг стало радостно изливаться, как то бывает в Пасхальное утро. Солнце так «радовалось», что даже неверы удивлены были его необычному состоянию. Тогда же многие богомольцы сподобились видеть в Дивееве радугу над крестом Троицкого собора. Монастырская площадь, залитая людьми, вместе с солнцем радовалась прибытию святых мощей в Арзамас, откуда до Дивеева рукой подать. Это уже земля, намoлeннaя самим преподобным Серафимом, земля, ставшая небесной иконой Отечества.

Дивеево — в ожидании святых мощей преподобного Серафима. Украшен Троицкий собор, возле Казанской церкви крестами отмечены могилки первоначальницы обители матушки Александры Мельгуновой, подвижниц времен жития Саровского Чудотворца и «служки Серафимова» — Николая Мотовилова, чьи записи бесед со Старцем обогатили сокровищницу отечественного Богопознания. Паломники повсюду, и повсюду здесь они нашли радушный прием. На взгорках в окрестностях Дивеева выросли палаточные городки.

Этой обители — цели своего движения — Крестный ход достиг в 19.30 час. 30 июля. На встрече у Святых врат Святейший Патриарх подчеркнул: «Перевернута последняя страница дивеевской летописи, пришло время исполнения пророчеств: мощи преподобного Серафима отныне упокоятся по его слову в соборе во имя Рождества Пречистой Матери Божией Дивеевского монастыря».

В день прибытия в соборе был отслужен молебен. 31 июля группе паломников предстоял, пожалуй, самый волнующий эпизод всего паломничества: посещение Сарова. Только 50 человек сподобились этой радости: как известно, провинциальный Саров еще в сороковые годы официально прекратил свое существование здесь разместили военное производство, и место получило не имя, а безликий номер. До сих пор это – Арзамас-16. Здесь производили орудия смерти: сначала снаряды для «Катюш», потом водородные бомбы, крылатые ракеты... Какую же обильную жатву пожинал враг рода человеческого, если там, где преподобный Серафим проповедовал Вечную жизнь о Воскресшем Господе, воцарилось не просто безбожие, а культ смерти в его современнейшей технократической модификации!

Все храмы были, конечно, закрыты, а главные — разрушены; верующих на секретный объект не пускали как неблагонадежных. Целые поколения паломников с молитвой взирали на далекую колокольню, превращенную в телевышку единственный «объект» Арзамаса-16 – Сарова, который