Страница:Записки генерал-лейтенанта Владимира Ивановича Дена.djvu/133

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


я замѣтилъ квартирмистру, что слѣдовало бы что нибудь сдѣлать для предохраненія ихъ отъ стужи, то Клименко показалъ мнѣ, что конюшня имѣла прежде стѣны изъ плетня, но что этотъ плетень былъ не только обгложенъ, но почти до основанія съѣденъ лошадьми, пользующимися интендантскимъ сѣномъ. За этимъ сѣномъ приходилось посылать, когда получалось извѣщеніе, что на такомъ-то пунктѣ оно заготовлено, но такъ какъ оно заготовлялось постоянно въ пропорціи гораздо меньшей противъ дѣйствительной необходимости, то часто бывало, что голодныя лошадки, съ трудомъ двигая тяжелыя и хотя пустыя полуфурки по глубокой грязи, возвращались домой съ тѣмъ, чтобы по прежнему объѣдать свою плетневую конюшню.

Такъ какъ это положеніе меня возмущало и я настоятельно требовалъ помощи этому горю, то рѣшено было не жалѣть денегъ для добыванія сѣна. Это производилось слѣдующимъ образомъ: когда офицеръ, назначенный для полученія сѣна, пріѣзжалъ къ интендантскому чиновнику, распоряжавшемуся раздачею фуража, и упрашивалъ его отпустить должное и уже давно просроченное количество сѣна, онъ обыкновенно получалъ слѣдующій отвѣтъ:

— „Вы видите сами: сѣна мало, выдается оно по очереди поступленія требованія, а уже записанныхъ у меня пріемщиковъ 36,—вы будете 37-мъ“.

Недостатокъ фуража былъ до того ощутителенъ, по непростительному недостатку самой обыкновенной предусмотрительности, что главнокомандующій былъ вынужденъ приказать перевести артиллерійскихъ лошадей за Перекопъ, такъ что у насъ въ передовой линіи стояли цѣлыя батареи безъ лошадей, а нѣкоторыя съ третьею частью необходимыхъ лошадей для передвиженія. Это положеніе нашей арміи заставляло призадумываться даже самыхъ неустрашимыхъ оптимистовъ. Въ это время стали доходить до насъ слухи о предстоявшемъ близкомъ заключеніи мира, а какого именно числа—не припомню. А. Е. Тимашевъ увѣдомилъ меня, что ему поручено заключить мѣсячное перемиріе и что онъ для сего на другой день предполагаетъ ѣхать на Черную рѣчку для переговоровъ съ генераломъ Martinpé, начальникомъ главнаго штаба французской арміи, уполномоченнымъ со стороны враждебныхъ намъ союзныхъ войскъ вести перего-