Страница:История русской армии и флота Том 01 1911.djvu/26

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


— 23 —


Въ итогѣ, Русь разбилась на рядъ «демократическихъ республикъ», въ большинствѣ съ княземъ — только ставленникомъ — во главѣ. А такой строй не могъ не привести къ полному крушенію у насъ государственности, что и доказало вскорѣ татарское иго.

Наемниковъ съ этого времени въ ратяхъ князей встрѣчается все болѣе.

Они у насъ были главнымъ образомъ изъ печенѣговъ, половцевъ, торковъ, берендѣевъ и другихъ кочевниковъ-тюрковъ въ низовьяхъ Днѣпра и Дона, частью изъ венгровъ и поляковъ.

Изъ родовъ войскъ растетъ значеніе конницы, особенно по уроку, вынесенному Святославомъ изъ похода въ Болгарію. Къ срединѣ XIII вѣка она составляетъ уже значительную часть вооруженныхъ силъ.

Отсюда вооруженіе, способы веденія боя — естественно видоизмѣняются въ сторону пригодности ихъ для конницы. Сочетаніе же ея съ пѣхотой создало способность къ наступательному образу дѣйствій и крайнее упорство въ оборонѣ. Но увеличение числа наемниковъ, ослабленіе княжеской власти и внутреннія распри и неурядицы ведутъ все же замѣтно къ пониженію порядка и боевой доброкачественности войскъ.

Наиболѣе даровитыми вождями этого времени были Владиміръ Мономахъ, внукъ Ярослава Мудраго, Изяславъ Мстиславовичъ, внукъ Владиміра Мономаха, Святославъ Кіевскій и Мстиславъ Удалой. Они ясно понимаютъ выгоды дѣйствій сосредоточенными силами (особенно Владиміръ Мономахъ). Они же, какъ и ихъ предки, сознаютъ, что рѣшительныхъ успѣховъ можно добиться только наступленіемъ на врага въ его предѣлахъ, и правиломъ ихъ, по наслѣдству, осталось: «Изыскать недруга въ его землѣ».

Скрытность и быстрота, — залоги внезапности, — хитрости и отводы всякаго рода тоже были ихъ любимыми пріемами.

Ночныя движенія и дѣйствія; преслѣдованія разбитаго врага; благоразумная осторожность; медленность и хитрость въ обстоятельствахъ неблагоприятныхъ — и рѣшительность въ условіяхъ благоприятныхъ (Юрій Долгорукой и Изяславъ Мстиславовичъ, — послѣдній особенно былъ рѣшителенъ и смѣлъ); наконецъ, должное значеніе поддержекъ и умѣлое пользованіе ими (Владиміръ Мономахъ), — вотъ тѣ особенности, въ которыхъ оставалось все же самобытно и опредѣленно наше ратное дѣло передъ нашествіемъ татаръ. Но неправильное внутреннее устройство государства, рознь и взаимное недовѣріе мѣшали проявляться этимъ качествамъ во всей полнотѣ, и когда на раздробленную и разъѣдаемую смутою Русь надвинулось нашествіе татаръ, учениковъ безспорно великаго полководца Чингисъ Хана, — мы пали въ не-