Страница:История русской армии и флота Том 01 1911.djvu/67

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена
— 60 —

та же работа спѣшенной конницы, и, наконецъ, то же «битье на площадяхъ и базарахъ, не заходя въ дома», съ уничтоженіемъ, въ итогѣ, всѣхъ защитниковъ.

При этомъ полное уваженіе къ тактическому устройству войскъ, — правильный выборъ главнаго удара и назначеніе сюда лучшихъ войскъ; развлеченіе противника; обезпеченіе своего тыла, — и захватъ путей отступленія врага. Добавлю, что и здѣсь войска и Царь встрѣтили рѣшающій для нихъ день вмѣстѣ горячею молитвою, а войска проявили неизмѣнную нашу воинскую доблесть. «Вѣра, Царь и Отечество» заполнили тѣмъ болѣе ихъ душу, что самъ Царь былъ тутъ же, съ ними.

Походъ къ Казани — высокій образецъ перемѣны операціонной линии и фланговаго стратегическаго движения на сотни верстъ. Уваженіе къ тактическому устройству войскъ полное. Твердая рѣшимость довести дѣло до конца; умѣлое веденіе его; умѣлое сочетаніе дѣйствій войскъ; ихъ правильная тактическая работа, каждаго въ отдѣльности; умѣніе конницы вести и конный, и пѣшій бой; блестящія развѣдка и связь; умѣлая осада съ героическою твердостью духа, съ умѣлымъ истребленіемъ Япанчи, со своевременнымъ безотказнымъ приступомъ, — все это тѣ положительныя стороны похода, которыя дѣлаютъ его весьма высокимъ образцомъ.

«Чтобы имѣть успѣхъ въ осадахъ, надо быть искуснымъ въ полѣ», — говоритъ Монтекукули. Іоаннъ IV показалъ въ 1552 г., что онъ владѣлъ тайною и того, и другого. Но вотъ, что надо оговорить все же въ концѣ. И Куликово поле, и Казань куплены нами нелегкимъ трудомъ и немалою кровію. Хотя постоянныя войска Грознаго Царя и дали ему размахъ и мощь въ наступленіи, но они не обладали еще однимъ качествомъ — надлежащею боевою выучкою. Вотъ здѣсь-то и кроется отвѣтъ, почему въ ливонскихъ и послѣдующихъ войнахъ замыслы Іоанна IV остались неосуществленными до конца. Второю причиною неудачъ Іоанна Васильевича была внутренняя крамола, доводившая его даже до потери душевнаго равновѣсія…

И однако, во всякомъ случаѣ, Великій Грозный Царь навѣкъ останется тою могучей чертой, которая ведетъ насъ отъ героя Куликова поля къ Лѣсной и Полтавѣ и оставляетъ у насъ твердое сознаніе, что это былъ Царь, широко понимавшій задачи своей Родины, умѣвшій развить замыслы и стремленія дѣдовъ и отца, поведшій насъ наступательно по важнѣйшимъ историческимъ путямъ, создавшій для того лучшія по своему времени средства и сумѣвшій примѣнить ихъ съ высокой степенью искусства, при помощи ряда славныхъ помощниковъ, унаслѣдованныхъ[1] отъ настойчивой созидательной работы своихъ великихъ предковъ.


  1. Не забудемъ здѣсь знаменитаго воеводу кн. Курбскаго, виднаго дѣятеля въ Қазанскомъ походѣ.