Страница:Падение царского режима. Том 5.pdf/105

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


проводились тогда в совете министров, — Маклаков пригласил меня присутствовать. Там проводилась какая-то смета.

Председатель. — При вас произошла смена премьер-министров, когда Коковцов был сменен Горемыкиным? Что вам известно относительно оснований, которые привели к этой смене?

Джунковский. — Этого я точно не могу сказать.

Председатель. — Но вы были в составе правительства, — вероятно, у вас образовалось то или иное собственное мнение по этому вопросу?

Джунковский. — Я думаю, что это было сделано в видах поправения состава совета министров. Вот какое у меня было впечатление.

Председатель. — Но какого рода конкретные задачи имелись при этом в виду? Какие черты в области внутренней политики связаны были с этим поправением совета министров? Может быть, вы скажете что-нибудь об отношении правительства к Государственной Думе?

Джунковский. — Коковцов всегда был большим сторонником Государственной Думы, чем Горемыкин.

Председатель. — Но какие конкретные задания в области этих отношений были поставлены на очередь Горемыкиным?

Джунковский. — Этого я не знаю.

Председатель. — В частности, не можете ли вы сказать что-нибудь о политике Горемыкина, об его отношениях к печати, о его стремлениях?

Джунковский. — Этого я совсем не знаю. Дело в том, что я всегда старался держаться подальше от всего, что непосредственно не казалось меня, и заниматься своим делом, которого у меня было более, чем достаточно.

Председатель. — Что вы знаете о безответственных влияниях на министров вашего времени?

Джунковский. — Вы имеете в виду, собственно, Распутинское влияние?

Председатель. — Да, и влияние окружавших Распутина лиц.

Джунковский. — Этим делом я безусловно занимался, потому что я считал это входящим в сферу моей деятельности, в виду того громадного вреда, который все время приносил Распутин. Я не мог, конечно, обойти это своим вниманием. В виду этого, у меня было учреждено за Распутиным двойное наблюдение: одно гласное, под видом охраны его личности, при посредстве двух человек, другое негласное, тоже при посредстве двух человек. Это двойное наблюдение должно было давать мне точное представление о той обстановке, в которой он находился. Я учредил это наблюдение за ним, когда обратил внимание и на то большое влияние и на то, что многие благодаря его хлопотам получали места. Каждый день я получал рапорты о том, куда Распутин отправлялся,