Страница:Педология подростка, т. 1 и 2 (Выготский, 1929, 1930).pdf/121

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


свойства не только автора его, но и значительной части его сотоварищей. Что в нем описывается не преувеличенная действительность, это подтвердили многие педагоги этой школы с интернатом.

И вот, среди всякого рода мерзости, которую описывает автор, своем поведении и в поведении его товарищей попадаются отдельные места, в которых он от сцен половой распущенности обращается к мысли о девушке, которой он увлечен, и эти мысли дышат совершенно иным духом. Они напоены под‘емом, мыслью о чистоте, о будущей совместной жизни, бесследно исчезают не только площадные выражения и описания, заполняющие дневник в других местах, но автор описывает свою драку и смертельную вражду с одним из молодых людей, позволивших предположить половую связь у автора дневника с этой девушкой“.

То, что в этом случае проявляется в таком резко преувеличенном виде, в случаях нормального развития по мнению Шпрангера, всегда позволяет даже в неоформившихся зачатках эротических и сексуальных стремлений все же ясно различить обе эти линии, которые идут одна независимо от другой.

Но второй характерной особенностью переходного возраста является то, что обе раздельные генетические линии в психологии полового созревания обнаруживают явную тенденцию к соединению. Именно в этой тенденции проявляется основная динамика всего возраста. С достижением этой точки, по мнению Шпрангера, период созревания находит свое окончание.

Целый ряд психологических моментов может обнаружить эту тенденцию. В качестве примера можно привести иногда вспыхивающую ревность в стадии эротической влюбленности, которая ясно указывает на то, что эта линия в развитии подростка сблизилась, а отчасти и совпала уже с линией его сексуального развития. Но и в этом соединении не происходит отождествления одной и другой стороны. Шпрангер отказывается рассматривать психологическую сторону полового созревания, как простой рефлекс сексуальности. „Но и телесное, говорит он, в наших глазах, не является просто падшим ангелом в его земном воплощении, но мы утверждаем, что в целокупности души обе стороны — идеально-эротическая и чувственно-сексуальная являются одинаково первоначальными“. Эротика и сексуальность стремятся к соединению при нормальном развитии подростка, потому что по своей сущности они представляют собою одну и ту же вещь, но только переживаемую с двух разных сторон или под двумя различными атрибутами.

„Итак, говорит автор, эротическое не является функцией сексуального, как и сексуальное не является функцией эротического. Оба принадлежат по своему генетическому смыслу к одной и той же сфере переживаний, они оба дифференцируются из единой основы. Некоторое время они идут по различным линиям для того, чтобы соединиться в высшем пункте расцветающей жизни. Иначе нельзя себе представить их взаимной направленности друг на друга“.