Страница:Педология подростка, т. 1 и 2 (Выготский, 1929, 1930).pdf/130

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


и конкретный биологический смысл и связанного с функцией размножения, сами влечения Я напоминают у Фрейда скорее некоторую спекулятивную конструкцию, чем реальный биологический инстинкт. Во всяком случае реальная основа этих влечений ни в какой мере не является первичной, исходной, инстинктивной, а является сложным результатом социально биологической эволюции личности, в результате которой только и может возникнуть тот феномен, который мы с полным правом могли бы назвать человеческим Я.

Но главной ошибкой этой теории является одностороннее рассмотрение влияния причинного фактора. Фрейд не учитывает того, что в сложном процессе взаимодействия, мы всегда имеем не только влияние — соматических процессов на нервно психические но и обратное влияние коры на соматические процессы. В постоянном этом процессе причина и следствие меняются своими местами. Также обстоит дело и в том случае, который нас сейчас интересует. Несомненно, первичным в психологии полового созревания является сам соматический процесс созревания желез и полового аппарата и весь сложный механизм его деятельности. Нервно-психические процессы, связанные с половым созреванием, несомненно возникают только под влиянием толчка, который исходит от этих соматических процессов. Но раз возникши, нервно-психические процессы сами оказывают величайшую организующую, направляющую, подавляющую и регулирующую роль по отношению к соматической стороне полового инстинкта.

Вспомним все то, что в одном из первых очерков было сказано о роли мозговой коры, вспомним, что это орган, создающий сложные связи между отдельным частями организма, орган перестраивающий наследственные формы поведения под влиянием воздействия социальной среды. Фрейд был бы совершенно прав, если бы психологическое развитие действительно шло только изнутри. В его понимании нервная система является только аппаратом, пассивно отражающим сексуальные импульсы и превращающим их в энергию другого вида. Никакого обратного воздействия на половой аппарат она не оказывает.

Равным образом односторонне оценивает Фрейд и влияние социальной среды на развитие сексуального инстинкта. Социальная среда выступает у него в роли только источника всевозможных ограничений, запрещений, но опять никакого положительного ни побуждающего, ни отклоняющего влияния на половой инстинкт не оказывает. Что оба эти вопроса тесно связаны друг с другом, было показано уже в том месте, где говорилось о мозговой коре.

Вопрос о значении мозговой коры в развитии человека потому и является кардинальным вопросом всей психологии, что он является вопросом о влиянии социальной среды, ибо социальная среда формирует человеческое поведение через кору головного мозга. Мозговая кора создает сложный механизм переключения нервной энергии вроде того, о котором говорили мы, приводя опыты акад. Павлова водном из первых наших очерков.