Страница:Педология подростка, т. 1 и 2 (Выготский, 1929, 1930).pdf/140

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


Институт должен находить исход в труде. Ницше выражает здесь ту мысль, что существует физическое эквиваленты нервной энергии, что инстинкты рассматриваемые с этой точки зрения, являются такими не природными силами, как и те, которые человек в процессе труда подчерпнет своей власти.

Самая характерная черта человеческого поведения, черта проявляющаяся в переходном возрасте, заключается в том, что человек регулирует деятельность своих инстинктов на основе подчинения своей власти процессов собственного поведения. Тем самым открывается огромная возможность влияния на половую жизнь человека через его собственные усилия.

Нам думается, что конечная цель полового воспитания включается не только в оберегании полового инстинкта от его конверзионных извращений, от его паразитирующего развития, от его удовлетворения по линии наименьшего сопротивления, связанного с преждевременной растратой, даже не в том только, чтобы создавать пути и возможности отвлечения и сублимации этого инстинкта, но главным образом в том, чтобы создать личную этику подростка.

Шпрангер, который также обходит вопрос о роли личности самого подростка и в половом воспитании, все же совершенно правильно указывает на то, какое колоссальное значение для правильного построения этики имеет психология полового созревания. Он говорит: "Никто не предположил бы, что он сумеет технически чего-нибудь достигнуть, если он не сумеет овладеть данными природными силами, отклонить их, подчинить своим целая. Также точно нельзя ожидать, что можно будет построить ценностную структуру жизни, этику, без воли того, кто сам должен овладеть подчиненными силами, для того чтобы создать высшие".

Мысль эта заключается в том, что нет никаких путей для этики, которые не были бы проложены через психологию. Этические усилия и заключаются в овладении природными влечениями, говорящими в человеке, но здесь как всюду, человек по выражению Спинозы, не составляет особого, лежащего за приделами природы царства, а является частью этой же самой природы. Пожтому общее положение Бекона, гласящее, что мы овладеваем природой, подциняясь её законам, остается верным и здесь.

В этом смысле, та свобода воли, которую необходимо предполагает этическое решение, заключается и в господстве над самим собой, основанном на правильном понимании природной необходимости. Нужно иметь известный психологический опыт для того, чтобы овладеть собою. Это длинное и трудное искусство, которому надо долго учиться, вероятно труднейшее из всех остальных искусств овладения природой. Шпрангер правильно говорит, что вне этического отношения к самому плохому влечению нет и не может быть здоровой психологической атмосферы для всего процесса созревания: без участия этого, говорит он, может быть только сознание "слишком много" и "вредно", но не мотивы этического порядка.