Страница:Педология подростка, т. 1 и 2 (Выготский, 1929, 1930).pdf/48

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


круговой. Так ребенок научается сосать большой палец, хватать предметы, вызывать звуки стуком по твердым телам и т. п.

Пиаже производил такие опыты: если какое-нибудь движение младенца случайно совпадает с каким-нибудь внешним эффектом, ребенок повторяет это движение, как бы стремясь вызвать соответствующий эффект. Пиаже приходит к выводу, что ребенок еще не знает сопротивляемости предметов и людей, что все движения, производимые младенцем в окружающей среде, и все движения, последовательно совпадающие с его усилиями, будут восприниматься одинаковым образом до тех пор, пока ребенок не овладеет различием между действием, исходящим от него и не от него.

Однако, здесь же, в эту же пору происходит важнейшее разделение этой общей линии, в которой в начале не расчленено еще отношение между личностью и средой. Мы имеем в виду, во-первых, первичное употребление орудий у ребенка, которое составляет самую основу человеческой деятельности, наиболее отличающую ее от деятельности животных. Подготовительной ступенью этого является вызываемое младенцем, обычно около шести месяцев, воздействие одного предмета на другой — в виде круговой реакции или просто единичное воздействие. Ребенок сталкивает предметы, заставляет их действовать один на другой и, таким образом, как бы инстинктивно начинает использовать один предмет в качестве орудия, воздействующего на другой, служащий об‘ектом.

Только позже в 9—10—11 месяцев у ребенка появляется самое примитивное и первичное употребление орудий, в котором проявляются первые формы его мышления. Этот возраст К. Бюлер предложил назвать шимпанзеподобным возрастом ребенка, потому что ребенок в эту пору обнаруживает такие же простейшие формы употребления орудий при разрешении внешних „задач“, которые психологи наблюдали впервые у человекоподобных обезьян.

Параллельно с этим, как показали наблюдения, у ребенка происходит ответвление (и другой важнейшей линии его развития, именно линии социальной связи его с окружающими. Как показало специальное наблюдение, у ребенка с первых месяцев его жизни проявляется специфическая социальная реакция на человеческий голос. В то время, как новорожденный до двух месяцев воспринимает крик, как простое акустическое раздражение, которое вызывает у него шок, на двухмесячного ребенка этот крик действует уже социально, в качестве выразительного движения. На третьем месяце у ребенка наблюдается специфическая социальная реакция.

К концу всего этого периода, к восьми месяцам, у ребенка резко изменяется все поведение. Если в шесть месяцев еще на 80—100% преобладают в поведении ребенка рефлекторные движения, то сейчас, напротив, выступает около 70—80% самостоятельных выразительных движений. У ребенка появляются жесты, в частности указательный, и зарождаются первичные корни речи. Яснее всего можно выразить эту разницу, если сказать, что ребенок первого полугодия в контакте со взрослым ведет себя пассивно и реактивно,