Страница:Педология подростка, т. 1 и 2 (Выготский, 1929, 1930).pdf/92

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


большинстве случаев отмечаются астенической конституцией, еще более запаздывают в половом созревании; с плохо развитой мускулатурой среди них в 21/2 раза больше, чем среди учащихся школы, прошедших профотбор. Среди бригадных больше подозрительных на туберкулез и несравненно больше слабо упитанных, тщедушных, худосочных“. Вывод тот, что в школу ФЗУ „попадает все лучшее, что можно бывает отобрать при профотборе“.

Это об‘яснение представляется нам абсолютно справедливым. Вспомним, что кривая физического развития, соответствующая развитию подростков ФЗУ, все время проходит значительно выше, чем две другие кривые, символизирующие физическое развитие массового рабочего и городского подростка. (см. табл. №№ 6 и 71). Одна составлена на основании исследований, разработанных П. И. Куркиным в книге „Московская рабочая молодежь“ (Москва, 1924 г.) и охватывающих 20.000 подростков, из них 9.000 городских московских подростков. Другая представляет результаты исследования Л. П. Николаева, изложенных в сборнике „Дети-украинцы“. (Харьков. 1926 г.) и охватывающих украинских детей и подростков. Средние величины, характеризующие развитие подростков ФЗУ, почти всегда выше соответствующих показателей развития массового подростка.

Следовательно, данные И. А. Арямова характеризуют лучшего, наиболее благополучно развивающегося рабочего подростка, отнюдь не массового. При приеме в школы производится медицинский отбор, отбираются наиболее здоровые и хорошо развитые. Это одна причина, об‘ясняющая превышение стандартов по данным И. А. Арямова. Другая заключается в том, что эти подростки в общем находятся, как видно из анализа бытовых условий, в условиях выше средних в сравнении с данным Куркина о быте рабочих подростков. „Наконец, третья причина та, что социальный состав этих подростков показывает, что они принадлежат к группе рабочих железнодорожников, „материально сравнительно обеспеченных, а в голодные годы бывших, в относительно лучших условиях, чем другие профессии“.

Итак, нельзя обманываться слишком благополучными данными И. А. Арямова. К тому же надо учесть, что даже у этой „отборной“ группы рабочих подростков, наблюдается, как общее почти явление, задержка полового созревания, и что анализ того, из чего слагаются полученные при подсчете средние, по словам самого автора, обнаруживает колоссальные различия между максимальными и минимальными величинами показателей роста, веса, окружности груди и т. д. Специально приводимая нами таблица наглядно показывает это.

„Растянутость вариационной кривой“, „значительное количество крайних отклонений от средней величины и значительные размеры этих отклонений — все это показывает, говорит автор, что подросток в своем физическом облике дает весьма разнообразную картину и представляет весьма не однородную массу“.

Если подойти к картине сравнительного благополучия рабочего подростка, нарисованной И. А. Арямовым, с этой стороны, она