Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 6, 1879.pdf/438

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена
433
ТИМЕЙ.

безпредѣльнаго[1] — въ отношеніи вещей, которыя должно знать; но надо ли принимать одинъ, или пять дѣйствительно существующихъ міровъ, — на этотъ счетъ всякій имѣлъ бы болѣе права усомниться. На нашъ взглядъ, оказывается, что, по условіямъ вѣроятія, естественно долженъ быть одинъ міръ; но кто нибудь другой, въ виду другихъ основаній, можетъ полагать иначе. Впрочемъ этотъ вопросъ надо оставить; — теперь открытые нашимъ изслѣдованіемъ роды мы раздѣлимъ на огонь, землю, воду и воздухъ.

Землѣ предоставимъ мы видъ кубическій, потому что E. земля, изъ четырехъ родовъ, всѣхъ болѣе неподвижна, и между тѣлами — самое пластическое[2]; а такія именно свойства необходимо представляетъ тѣло, имѣющее наиболѣе твердыя основанія. Но между основаніями, которыя слагаются изъ предположенныхъ вначалѣ трехугольниковъ, естественно тверже то, въ которомъ эти трехугольники равносторонніе, противъ того, въ которомъ неравносторонніе; да и составленная изъ того и другаго равносторонняя поверхность, какъ въ частяхъ, такъ и въ цѣломъ, выходитъ непремѣнно устойчивѣе при четырехъ сторонахъ, нежели 56. при трехъ. Поэтому, мы соблюдемъ условія вѣроятія, если этотъ видъ предоставимъ на долю земли, водѣ назначимъ видъ самый неудоподвижный изъ остальныхъ, самый удобоподвижный — огню, а средній между этими — воздуху; самое малое тѣло по объему усвоимъ огню, самое большое — водѣ, а среднее — воздуху; также, самое острое — огню, второе по остротѣ — воздуху и третье — водѣ. Это сводится къ тому, что видъ, имѣющій всего менѣе основаній, какъ самый рѣзкій и по всѣмъ направленіямъ самый острый изъ всѣхъ, необходимо долженъ быть по природѣ и самый B. удобопо-

  1. Въ подлинникѣ игра словомъ ἄπειρος которое значитъ и «безпредѣльный» и «неопытный», «несвѣдущій». — То же Phileb. p. 17 E.
  2. Только земля, благодаря своей косности, способна принимать различныя формы; другія же стихіи мы находимъ всегда въ состояніи расплывающихся, неопредѣленнаго вида массъ.
Тот же текст в современной орфографии

беспредельного[1] — в отношении вещей, которые должно знать; но надо ли принимать один, или пять действительно существующих миров, — на этот счет всякий имел бы более права усомниться. На наш взгляд, оказывается, что, по условиям вероятия, естественно должен быть один мир; но кто-нибудь другой, ввиду других оснований, может полагать иначе. Впрочем этот вопрос надо оставить; — теперь открытые нашим исследованием роды мы разделим на огонь, землю, воду и воздух.

Земле предоставим мы вид кубический, потому что E. земля, из четырех родов, всех более неподвижна, и между телами — самое пластическое[2]; а такие именно свойства необходимо представляет тело, имеющее наиболее твердые основания. Но между основаниями, которые слагаются из предположенных вначале треугольников, естественно тверже то, в котором эти треугольники равносторонние, против того, в котором неравносторонние; да и составленная из того и другого равносторонняя поверхность, как в частях, так и в целом, выходит непременно устойчивее при четырех сторонах, нежели 56. при трех. Поэтому, мы соблюдем условия вероятия, если этот вид предоставим на долю земли, воде назначим вид самый неудоподвижный из остальных, самый удобоподвижный — огню, а средний между этими — воздуху; самое малое тело по объему усвоим огню, самое большое — воде, а среднее — воздуху; также, самое острое — огню, второе по остроте — воздуху и третье — воде. Это сводится к тому, что вид, имеющий всего менее оснований, как самый резкий и по всем направлениям самый острый из всех, необходимо должен быть по природе и самый B. удобопо-

——————

  1. В подлиннике игра словом ἄπειρος которое значит и «беспредельный» и «неопытный», «несведущий». — То же Phileb. p. 17 E.
  2. Только земля, благодаря своей косности, способна принимать различные формы; другие же стихии мы находим всегда в состоянии расплывающихся, неопределенного вида масс.
{{{1}}}Соч. Плат. Т. VI.55