Страница:Человек как предмет воспитания Т.1 (Ушинский 1907).djvu/175

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


въ какіе-нибудь три-четыре первые мѣсяца его жизни! Такъ дѣятельно работаетъ психическая жизнь въ ребенкѣ въ то время, когда на глаза взрослыхъ онъ почти не человѣкъ.

Къ такимъ же навыкамъ, укореняющимся въ младенчествѣ, которыми мы потомъ пользуемся, не помня совершенно ихъ трудной исторіи, принадлежатъ въ насъ: навыкъ видѣть двумя глазами одинъ предметъ, т. е. превращать два отраженія въ одно ощущеніе; навыкъ видѣть одноцвѣтные предметы одноцвѣтными, тогда какъ, по устройству глазной сѣтки, это должно бы быть иначе; навыкъ при движеніи головы и глазъ не считать неподвижные предметы движущимися; навыкъ брать себя за больное мѣсто и чесать то, которое чешется. (Младенецъ, не пріобрѣвшій этого навыка и у котораго чешется, положимъ, рука, будетъ метаться и кричать, не зная, чѣмъ помочь себѣ, потому что это ощущеніе отражается у него только общимъ ощущеніемъ въ мозгу). Къ такимъ же безсознательнымъ навыкамъ относятся: комбинація слуха и зрѣнія, когда мы направляемъ глаза въ ту сторону, откуда исходитъ звукъ; комбинація ощущеній мускульныхъ, осязательныхъ съ движеніями при ходьбѣ; комбинація ощущеній слуховыхъ, мускульныхъ и движеній при произношеніи словъ и мн. др.

9. Новѣйшая физіологія глубоко разъяснила эти безсознательныя, не врожденныя, но выработаемыя нами дѣятельности нашихъ чувствъ, и психологіи остается воспользоваться этими результатами. Въ этомъ послѣднемъ отношеніи сочиненіе Вундта, какъ психолога и физіолога, имѣетъ весма важное значеніе. Намъ кажется только ошибочнымъ тотъ выводъ, который Вундъ дѣлаетъ изъ этихъ анализовъ: онъ не только говоритъ объ ощущеніяхъ, которыхъ мы не замѣчаемъ, но говоритъ о безсознательныхъ опытахъ, наблюденіяхъ, сравненіяхъ, умозаключеніяхъ, словомъ, о безсознательной жизни души, безпрестанно въ насъ совершающейся, изъ которой, будто бы, безпрестанно входятъ въ сознаніе уже готовые результаты, принимаемые сознаніемъ за простые опыты и только наукою разлагаемые въ сложныя умозаключенія. Но вмѣсто того, чтобы прибѣгать къ такимъ неестественнымъ объясненіямъ и признавать какую-то безсознательную работу сознанія, не гораздо ли проще будетъ принять, что всѣ эти сложныя и не врожденныя намъ дѣятельности нашихъ чувствъ, открытыя физіологіею, суть не что иное, какъ навыки, сдѣланные нами въ самомъ нашемъ дѣтствѣ, сдѣланные сознательно, точно такъ же, какъ множество навыковъ, которые мы дѣлаемъ впослѣдствіи, но самый актъ вы-