Перейти к содержанию

Страница:Черты из истории и жизни литовского народа.pdf/21

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

политическiя. Воинственный Ольгердъ, стяжавшій славу героя кровію безчисленнаго множества людей и пепломъ городовъ, еще болѣе возвысилъ Литву въ глазахъ Европы. Стремясь къ единовластію, онъ утвердилъ достоинство Великаго Князя.

Польша окомъ боязни и зависти смотрѣла на Литву. Польша, имѣвшая при Королѣ Лудовикѣ опору въ силѣ и могуществѣ союзной Венгріи, со смертію Лудовика предостаставленная самой себѣ, безъ всякой опоры извнѣ, а внутри съ неурядицей, и междоусобными раздорами, вступила на самое шаткое и незавидное политическое поприще. Оставшись сиротою, страшась Литвы, Руси, Татаръ, Крестоносцевъ, она, чтобы сохранить свою самостоятельность, необходимо должна была соединиться съ могущественною Литвою, и вотъ почему дальновидные политики Польскіе ухватились за Литву, какъ единственное средство огражденiя себя отъ смутъ и треволненій внутреннихъ и внѣшнихъ, и почти силою заставили прекрасную Ядвигу выдти за Ягайло.

Западная Русь въ соединеніи съ собственною Литвою являла мощный оплотъ противу Моголовъ и даже не могла не возбуждать опасенія Восточной Руси. Однимъ словомъ Литва, съ дальновидностью политика умѣвшая пользоваться невзгодами сосѣдей, поглощавшая въ свое ненасытное жерло безпрестанно новые удѣлы, не боявшаяся ни Польши, ни Восточной Руси, ни Татаръ, похожа была на сильнаго, смѣлаго, предприимчиваго юношу, у котораго все есть, кромѣ возмужалости и опытности. Но еще оставались страшные враги и для Литвы ― это были Крестоносцы, не перестававшіе ее тревожить своими безпрерывными нападенiями. Этого мало, собственная Литва, хотя по своему объему играла незначительную роль въ огромѣ покоренныхъ ею Русскихъ Княжествъ; но оставалась еще языческою, и потому служила цѣлію для ненасытной жадности Крестоносцевъ, имѣвшихъ предлогъ къ кровавымъ своимъ навращеніямъ. Монархическая власть была сильна въ Литвѣ; народъ былъ безусловно покоренъ; въ лицѣ Великаго Князя, въ его умѣ и мужестве сосредочивалось все могущество страны; но оставались удѣльные Князья, хотя порабощенные мудрою политикою Ольгерда, но еще довольно сильные, чтобы затѣивать внутренніе раздоры и не рѣдко сопротивляться Великому князю. Не коренный законъ, но воля и обычай назначали преемника В. Князю, и потому каждая кончина властителя Литвы рождала искателей престола и слѣдовательно крамолы и смуты, а Крестоносцы бдительнымъ окомъ смотрѣли на все происходившее въ Литвѣ и рады были враждою или дружбою вмѣшиваться въ дѣла ея. Вотъ по какимъ причинамъ Литвѣ, чтобы стать окончательно твердою ногою, и образовать самостоятельное Государство, надобно было низпровергнуть могущество грозныхъ Рыцарей, отказаться отъ идолопоклонства, поработить удѣльныхъ Князей, образовать внутреннее благоденствіе края, слить во едино разнородные элементы въ Государствѣ, окончательно соединить ихъ узами вѣры, языка, законовъ, гражданственности. Вотъ сколько дѣла оставалось совершить Витовту, гово-