Перейти к содержанию

Страница:Черты из истории и жизни литовского народа.pdf/26

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Дубиссы. Кромѣ того, Ягайло обязался в продолженiи 4 лѣтъ принять P. Католическую вѣру и поклялся ничего не дѣлать, и ни съ кѣмъ не воевать безъ вѣдома, совѣта и согласія Рыцарей[1].

Не смотря на это Витовтъ явился съ Крестоносцами (1383) въ Жмудской землѣ. Здѣсь любовь народа къ несчастному Кейстуту и его роду привлекла въ скоромъ времени подъ его знамена множество воиновъ не только изъ Жмуди, но и изъ Литвы. Междоусобная война возгорѣлась. Витовтъ взялъ Троки и господствовалъ въ них 6 недѣль. Изгнанный оттуда, удалился въ Жмудь и не переставалъ тревожить Ягайло. Рыцари, пользуясь положеніемъ Витовта, заставили его принять крещеніе. Оно произошло 21 октября 1383 года. Витовтъ получилъ имя Виганда. Побѣдоносное оружие его распространилось далѣе и далѣе. Между тѣмъ Ягайло, видя, что союзъ съ Рыцарями не надеженъ и что ему не совладать съ Витовтомъ, снова обратился къ его великодушiю, и снова не ошибся[2]. Братья помирились, (1384) и Витовтъ довольствовался временнымъ удѣломъ, назначеннымъ ему Ягайлой, именно частью Володимирiи, т. е. Гродномъ, Брестемъ, Дрогичинымъ, Мѣльникомъ, Бѣльскомъ, Суражемъ, Кременцемъ и некоторыми другими въ окрестностяхъ Буга.

При всемъ великодушiи и рыцарскомъ духѣ, трудно предположить, чтобы Витовтъ, имѣя въ рукахъ всѣ средства къ достижению Велико -Княжескаго престола и отмщенію за смерть отца, довольствовался незначительнымъ уделом. По этому всего вѣроятнѣе, что Ягайло, помышлявшій уже о Польскомъ престолѣ, далъ ему этотъ удѣлъ только временно, боясь униженія въ глазахъ Поляковъ, но потомъ обѣщалъ или Велико-Княжескiй престолъ, или покрайней мѣрѣ весь удѣлъ отца его, Кейстута. Какъ бы то ни было, братья жили въ дружбе. Вел. Княгиня Іуліанія, мать Ягайлы, употребила все свое вліяніе, что бы Витовтъ перешелъ въ Православіе. Въ этомъ могли быть и политические виды, чтобы совершенно отвлечь Витовта отъ сношенiй и дружбы съ Крестоносцами. Витовтъ же согласился тѣмъ охотнѣе, что черезъ это снискивалъ любовь своихъ исключительно Русскихъ подданныхъ, принялъ Православную вѣру съ именем Александра[3]. Ягайло присоединилъ къ его удѣлу любимый Витовтомъ городъ Луцкъ.

Нельзя обвинять Витовта въ легкомыслiи. Надобно вспомнить, что он былъ воспитанъ матерью-жрицею. Онъ не получилъ съ молокомъ матери сѣмянъ христіанства, хотя не совсѣмъ сроднился и съ язычестномъ. Во всей его жизни видна одна цѣль: для пользы и славы родины жертвовать всѣмъ. У Рыцарей она принялъ Католическую вѣру изъ угожденiя, чтобы ближе сойтись съ ними и заставить ихъ дѣйствовать въ свою пользу; теперь принялъ Православiе, чтобы привлечь и привязать къ себѣ подданныхъ своего Русскаго удѣла. Наконецъ ѣдетъ съ Ягайлой в Краковъ (1386)

  1. Рачинскiй- Cod. dipl. Lith, (1845) Стр. 56, 57 и 59.
  2. ДлугошЪ, Hist. Pol. p. 126.
  3. Нарбуттъ, V., 381. Ondynn Drusk. wod ч. 1., 16-20.