Перейти к содержанию

БСЭ1/Лоренц, Генрих Антон

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

[214]ЛОРЕНЦ (Lorentz), Генрих Антон (1853—1928), знаменитый физик, творец электронной теории. Родился в Арнхейме (Голландия), образование получил в Лейдене, где и занимал кафедру с 1878 до 1923; последние 5 лет своей жизни жил на покое в Гарлеме, вблизи Лейдена, сохраняя самую живую связь со всем ученым миром и принимая участие в научных конгрессах. Л. был последним из ряда великих физиков, к-рые посвятили свои силы окончательному развитию и завершению классич. физики и подготовили зарождение новой физики. Л. вступил на научную арену в тот период, когда максвелловская теория электромагнитизма еще только начинала прокладывать себе дорогу. Первая докторская работа Л., посвященная вопросу об отражении и преломлении света на границе двух прозрачных сред (1875), была крупным вкладом, содействовавшим успеху этой теории. 10 лет спустя в опытах Герца максвелловская теория получила завершение. Дальнейшая работа Лоренца, приведшая его к созданию электронной теории, внесла важнейшие дополнения в теорию Максвелла — Герца, существенным образом изменив и усовершенствовав ее основные положения и устранив ряд трудностей, бывших в теории Максвелла.

Главнейшим недостатком теории Максвелла являлось чисто формальное описание основных электромагнитных свойств вещества, к-рое характеризовалось специальными постоянными — диэлектрическая постоянная (), магнитная проницаемость (), электропроводность (), — не связанными с другими характеристиками вещества. Единственным, крайне важным соотношением этого рода была связь с показателем преломления (), выражающаяся в виде соотношения: . Однако это соотношение не учитывало важной особенности показателя преломления, а именно — его зависимости от длины волны (дисперсия, см.). Л. выдвинул совершенно новую точку зрения на строение вещества, давшую истолкование формальным константам Максвелловой теории. Основная идея Л. заключается в признании атомистического характера электричества. По Л., единственной непрерывной, заполняющей все пространство средой является эфир, в к-ром расположены атомы материальных тел, в том числе и атомы электричества (электроны), могущие двигаться в эфире без сопротивления. В соответствии с этим эфир остается неподвижным при движении материальных тел, так что движение тел может изучаться как движение по отношению к неподвижному эфиру (по Герцу, эфир принимает участие в движении тел). Теория о построении вещества из атомов, включающих в себя электроны, дала Л. возможность истолковать формальные постоянные Максвелловой теории. Л. не только высказал в окончательной форме основы электронной теории вещества, но сумел построить на ней объяснение важнейших электрических и оптических явлений и предсказать новые.

Рассмотрев движение электронов внутри атомов под действием электромагнитной волны, Л. пришел к объяснению зависимости показателя преломления от длины световой волны (дисперсии). Л. выяснил, что электрич. сила, обусловливающая сдвиги электронов (поляризацию атомов), не совпадает со средним значением поля, господствующим внутри вещества, а зависит также от поляризации атомов среды. Приняв во внимание поправку, связанную с этим важным обстоятельством, Л. пришел к соотношению, устанавливающему связь между показателем преломления и плотностью вещества (Лоренц-Лоренца формула, см.). Движение электронов около своего устойчивого положения в атоме должно, по Л., давать начало испуска[215]нию (и поглощению) света нагретыми телами (испускание света и тепловое излучение). Влияние внешнего магнитного поля должно сказаться на частоте движения электрона и, следовательно, на частоте испускаемого атомом света. Так, Л. пришел к предсказанию зависимости частоты испускания света от внешнего магнитного поля. Под влиянием этих соображений П. Зееман исследовал на опыте и нашел предсказанное Л. изменение (см. Зеемана явление). Явление Зеемана в соединении с развитой теорией дало возможность определить отношение заряда к массе электронов внутри атома и показало, что это отношение совпадает с отношением, определяемым для катодных лучей. Так было установлено универсальное понятие электрона, играющее фундаментальную роль и во всей современной физике. За исследование по эффекту Зеемана Л. получил (вместе с Зееманом) Нобелевскую премию (в 1902).

Последовательное рассмотрение явлений, обусловливаемых движением электронов и ионов в неподвижном эфире, привело Л. к созданию электродинамики и, следовательно, оптики движущихся сред. Теория Л. сразу привела к разрешению ряда затруднений, к-рые испытывала в этом вопросе теория Максвелла — Герца. В частности, она давала объяснения опыту Физо (распространение света в движущемся веществе) и вообще всем наблюдениям, точность к-рых соответствовала первой степени отношения скорости вещества () к скорости света () (явления первого порядка). Однако для истолкования опытов большей точности (второго порядка), каким явился опыт Майкельсона (см.), гипотеза неподвижного эфира Л. должна была быть дополнена гипотезой сжатия всех тел в направлении движения. Л. обосновал эту гипотезу соображениями о взаимодействии между неподвижным эфиром и движущимися через него телами. Введя для описания явлений в равномерно движущихся телах счет времени, особый для каждой точки среды, т. н. местное время (см.), Л. придал описанию законов явлений, происходящих в равномерно движущихся системах, форму, не зависящую от движения системы. Таким образом были получены знаменитые формулы преобразования Л., легшие в основу теории относительности Эйнштейна. Работы Л. по электродинамике движущихся сред подготовили создание теории относительности. Важный шаг, сделанный Эйнштейном, состоит в придании физического смысла «местному времени», имевшему в теории Лоренца лишь математический смысл, и в обосновании соотношений Лоренца общими соображениями принципиального характера. Лоренц отчетливо сознавал всю важность теории Эйнштейна (см. примечание 72 в «Теории электронов») и с большим вниманием следил за ее успехами. Однако он до конца жизни относился критически к теории относительности и оставался на почве классических представлений неподвижного эфира, представляющего избранную систему отсчета, по отношению к к-рой понятие абсолютного движения сохраняет смысл. Критическую позицию занимал Л. и по отношению к другой важнейшей теории современной физики — теории квантов. В вопросах черного излучения Л. принадлежат также важные исследования, показавшие неустранимость противоречий классич. представлений с опытом и расчистивших дорогу теории квантов Планка. Но и в этом вопросе, отчетливо сознавая все значение новых идей, Л., будучи стихийным материалистом, выступал против идеалистич. трактовок и выводов из квантовой механики (напр. против отрицания причинности). Кроме перечисленных важнейших направлений работ Л. — электронная теория и электродинамика движущихся сред, — ему принадлежат также важные исследования, относящиеся ж области статистики и термодинамики.

Влияние Л. на всю современную физику проявлялось не только в его фундаментальных работах, но и через личное общение с ним. Л. неоднократно выступал с лекциями и докладами в различных странах Европы и Америки. Он был неизменным президентом всех крупных физич. конгрессов и настоящим руководителем их.ьБудучи исключительным теоретиком своего времени, он с большим интересом относился и к практич. вопросам. Уже в самые последние годы своей жизни Л. предпринял по поручению голландского правительства научную обработку гигантского проекта осушения Зюдерзее и довел ее до успешного конца.

Гл. труды Л.: La théorie électromagnétique de Maxwell et son application aux corps mouvants, Leiden, 1892, — Versuch einer Theorie der electrischen und optischen Erscheinungen in bewegten Körpern, Leiden, 1895; The theory of electrons and its applications to the phenomena of light and radiant heat, Lpz. — N. Y., 1909; Abhandlungen über theoretische Physik, Bd I, Lpz. — B., 1907; Clerk Maxwell’s electromagnetic theory, Cambridge, 1923. Ha рус. на. переведены: «Теория электронов и ее применение к явлениям света и теплового излучения», Л. — M., 1934, несколько томов «Лекций по теоретической физике» (1933 и позднее), «Курс физики» (т. I — II, Одесса, 1910; 2 изд., 1902—15) и превосходное популярно-научное сочинение «Видимые и невидимые движения» (Одесса, 1904, и Москва, 1905).

Лит.: Planck М., Hendrik Antoon Lorentz, «Die Naturwissenschaften», В., 1928, H. 28.