Дневник Льва Федотова/Тетрадь XV/23 июня

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Дневник
автор Лев Фёдорович Федотов
Источник: Федотов Л. Ф. Дневник советского школьника. Мемуары пророка из 9 «А». — М.: АСТ, 2015. PDF

23 июня

Я с нетерпением ждал сводки по радио или в газетах!

Ведь целые сутки прошли уже с начала военных действий, а за это время ведь кто-нибудь мог продвинуться, а кто-нибудь мог отступить. Кто?

Из речи Молотова, который вчера утром выступал по радио, я узнал, что немцы, не объявляя нам войны, вероломно напали на нас, подвергнув бобмардировкам такие города, как Киев, Каунас,

Севастополь, Житомир и др. Нападение без объявления войны я как раз и ожидал от Германии.

Последние слова речи сильно подействовали на меня. Это были крепкие боевые слова: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»[1]

Наконец-то я узнал из сводки, что «с рассветом 22-го июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря и в течение первой половины дня сдерживались ими.

Нами было сбито 65 самолетов противника. На земле же немцы также понесли потери, захватив в Гродненском и Кристынопольском направлениях местечки Кальвария, Стоянув и Цехановец, первые два в 15 км и последнее в 10 км от границы[2].

Вот вам и первые шаги фашизма по нашей земле!.. Как я и думал еще раньше, Финляндия и Румыния также вступили в войну, играя роль транзитных государств для германских войск. Рано утром, с первыми раскатами рева моторов фашистских бомбовозов, ринувшихся к нашим городам, грянули залпы орудий финской и румынской сторон.

Страшно даже и подумать: теперь и нашей стране пришлось услыхать зловещий рев вражеских самолетов, увидать черную свастику на их крыльях и почувствовать смертоносные разрывы германских бомб.

Я раньше мало интересовался воздушной войной между англичанами и немцами, так как она очень пассивна и однообразна[3]; теперь же я возымел е ней некоторый интерес, ибо каждый сбитый фашистский аэроплан английскими самолетами и зенитными батареями — это уже помощь нам; тем меньше Германия сможет бросить на русский фронт своих летающих аппаратов-стервятников.

К вечеру к нам пришла Гага. Нам пришлось с мамой уговорить по телефону Бубу, чтобы та позволила своей дочке у нас переночевать, так как теперь Москва не зажигалась, и можно было бы легко свернуть себе шею где-нибудь в таких центральных, ранее кишевших полной жизнью частях Москвы, как улица Горького, Охотный ряд и Театральная площадь.

Я кончаю писать, а то уже темнеет… Окна мы еще не замаскировали, так что нам приходится отсиживаться уже второй вечер в темноте.

А Москва! Наша Москва, сияющая вечерами заревом миллионов огней, искрившимися вереницами освещенных окон!.. Где теперь ее краса?!

Примечания[править]

  1. 22 июня объявление о нападении Германии на СССР от имени советского правительства сделал В. М. Молотов. Лева точно приводит заключительные слова его выступления
  2. Лева точно передает сведения о направлениях ударов гитлеровских войск, которые сообщали советские СМИ. Что касается сбитых в первый день войны советскими летчиками самолетов «Люфтваффе», то и сегодня в различных источниках этот показатель колеблется от 65 до 300
  3. Массированные бомбардировки Великобритании германскими военно-воздушными силами начались с августа 1940 г. в рамках операции «Морской лев и продолжалась до весны 1941 г. Наличие хорошей противовоздушной обороны и использование англичанами радиолокационных установок существенно снизили ущерб, на который рассчитывало руководство Германии