Крики разносчиков (Шумахер)

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Крики разносчиков
автор Пётр Васильевич Шумахер (1817—1891)
Дата создания: 1872 год [1], опубл.: 1872 год [2]. Источник: Библиотека Максима Мошкова


КРИКИ РАЗНОСЧИКОВ



В немой тоске один сижу больной;
Передо мной унылый вид на крышу; [3]
Живой души не вижу ни одной,
Лишь со двора глухие крики слышу.
О родине раздумаюсь подчас:
У нас есть всё, мы всем, кажись, богаты;
Но отчего не многие из нас
На общий труд выходят вон из хаты?..
«Халат-халаты!»[4]

Потешно мы свершаем жизни путь,
То шаг вперёд, то два шага обратно;
Впрягли „авось“, „небось“ и „как-нибудь“,
Да и кружим по Руси необъятной.
И думаем, что мы летим вперёд,
Что, натянув взамен кафтанов фраки,
Цивилизованный вдруг сделались народ
И затевать со всеми можем драки...
«Живые раки!»

И что нас ждёт? Чем кончится сумбур?
Опомнимся, как вздуют нас вторично: [5]
Уверены в себе мы чересчур,
Хвастливы мы уж больно неприлично;
Сторонники классических наук,
На деле мы плохие филозо́фы;
Что нас спасёт, помилуй бог, как вдруг
Мы доживём до грустной катастрофы?
«Бутылки-штофы!»


С-Петербург, 1872.

Примечания

  1. Стихотворение «Крики разносчиков» было написано в тяжёлое для Шумахера время, когда по решению суда был уничтожен тираж его сборника «Для всякого употребления» (кроме одного, чудом уцелевшего экзепмляра, который находился дома у автора на корректуре) и шёл судебный процесс лично против него. Обвинение было предъявлено прокурором по уголовным статьям 1001 (цинизм) и 1045 (политические нападки против существующего строя).
  2. Стихотворение «Крики разносчиков» было опубликовано впервые в «Петербургской газете», 19 июля 1872 года под другим названием: «Крики со двора» и без указания фамилии автора.
  3. «В немой тоске один сижу больной» — редкий случай, когда Шумахер открыто говорит о своём тяжёлом эмоциональном состоянии (вызванном уничтожением первого изданного сборника его стихов и необходимостью покинуть Россию, спасаясь от уголовного преследования). В начале 1872 года (в Петербурге) был подписан к изданию первый сборник стихов Петра Шумахера «Для всякого употребления». Книга уже была напечатана, однако затем это издание попало в цензурный комитет, немедленно на него был наложен арест, и в срочном порядке по требованию суда весь тираж (кроме единственного экземпляра, присланного автору для корректуры и потому чудом сохранившегося) уничтожили. Против Шумахера было возбуждено уголовное дело по статьям цинизм и политические нападки против существующего строя. Не желая участвовать в судебном и политическом фарсе с заранее предсказуемым результатом, поэт спешно покинул Россию и выехал за границу. Сборник «Для всякого употребления» при жизни Шумахера так и не был опубликован.
  4. «Халат-халаты! Живые раки!» — интересный поэтический приём, когда Шумахер сам не выдерживает данного поначалу тяжёлого эмоционального настроя и сам себя перебивает забавно остранённым бытовым фоном: врезающимися в память (отчасти, абсурдными) криками торговцев со двора. Немного позже к такому же приёму в своих куплетах часто прибегал шансонье и поэт Михаил Савояров (например, в таких как «Осади на тротуар!», «Шурум-бурум» или «Возжа попала»).
  5. «вздуют нас вторично...» — по-видимому, в этой строке имеется в виду поражение России в Крымской войне 1853—1856 годов, ставшее роковым для царствования Николая I. Для самого Шумахера это событие сделалось этапным в его жизни (в те годы ему было под сорок лет).