Путешествие по Северу России в 1791 году (Челищев)/От губернского города Архангельска до уездного города Холмогоры/ВТ

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
[113]
14-я часть. От города губернского Архангельска Северною рекою Двиною до уездного города Холмогор.

21/VIIIА 21-го числа августа в четверток, в одиннадцать часов пополудни, из города Архангельска с дому вышеозначенного [114]соборного священника Михаила Епифанова Шустова, где я стоял квартерою, экипаж мой перевезли на другую сторону реки Двины в Соломбальское Архангельское адмиралтейство, который сложили в данный мне от господина адмирала Ивана Яковлевича Барша, названный «С нами Бог» катер (которого вид на обороте сего листа прилагается), в коем мои люди и ночевали, а я ночевал в адмиральском доме.

22-го числа в пятницу, отслушавши в Соломбальском Петро-Павловском соборе литургию и в господина адмирала Ивана Яковлевича отобедавши, вместе ж с капитан-лейтенантом Сергеем Николаевичем Синявиным и для препровождения меня водяным на том катере путем до Санкт-Петербурга, данным от него ж адмирала Ивана Яковлевича господина Барша матросом Васильем Ивановым Трифоновым, севши в катер, от Адмиральской или Соломбальской пристани (до которой провожал нас Иван Яковлевич со многими морского флота офицерами) отвалили в 5 часов по полудни.

По выезде нашем на средину реки Двины против воды и небольшого противного ветра греблею, господин адмирал сделал нашему катеру из стоящих на пристани пред его домом пушек семь выстрелов, на что и мы из катера отвечали тем же; потом адмиральская, во всём параде шлюпка с музыкантами, обогнавши наш катер три раза, поворотила назад; а мы, переехав реку против собора, пристали к городу Архангельску и, для отслужения храмам молебнов, ходили в соборную и Архангельскую церкви. Между ж тем временем господин адмирал Иван Яковлевич Барш для провожания нас вместо себя, за своею болезнею, прислал к нам в своей парадной шлюпке флотских офицеров, с которыми и пробыли мы в катере возле берегу на одном месте до первого часа по полуночи. Потом, распрощавшись с ними, при большом противном ветре и дождевой погоде, поехали греблею; но как ветр не утихал, а ещё час от часу больше усиливался, то не в силах будучи против больших от ветру волн и противного ж стремления воды ехать греблею вперед, а уносило опять назад, [илл]Адмиральская шлюпка, илл. 1-я («Путешествие по Северу России в 1791 году») 01.jpg [илл]Адмиральская шлюпка, илл. 2-я («Путешествие по Северу России в 1791 году»).jpg [115]принуждены были, заехавши за Архангельский монастырь, стать на якорь.

23-го числа в субботу ветр не переменялся и не утихал, почему и стояли на одном месте, не выезжая на берег. После обеда, услышавши вечерний звон, выехавши на берег, ходил я в Архангельский монастырь к вечерне, где также слушал и всенощную. А как всенощная отошла поздно вечером, то за темнотою ночи и за грязною весьма от дождя к катеру дорогою, остался по приглашению тамошнего игумна Филарета ночевать в монастыре, в его кельях.

24-го числа в воскресенье, в день моих именин, отслушавши литургию и молебен, пошли из Архангельского монастыря прямо из церкви на свой катер, куда по моему зву для обеда пришли онаго монастыря игумен Филарет и, в том же монастыре живущий игумен же, семинарии префект и богословии учитель, Никон, и соборный священник Михаил Епифанов Шустов; отобедавши ж, при ясном небе и небольшом противном ветре поехали с ними бичевою во втором часу пополудни.

На реке Двине, на правом по течению её берегу, в пяти от города Архангельска верстах имеется архангелогородского купца Семёна Крылова, заведённая в 1732 году по дозволению коммерц-коллегии онаго Семёна Крылова дедом Никитою Крыловым корабельная о шести доках, называемая Быковская, верфь; на ней прежде каждый год для продажи иностранным и российским купцам строивалось по шести купеческих кораблей; а в нынешние годы каждый год строится от одного до трёх мореходных судов; а когда Соломбальскому адмиралтейству потребно нужное строение военных для морского флота судов, так строют на ней военные корабли и прочего названия большие суда, без заплаты за то денег.

Проехавши по реке Двине бичевою от города Архангельска семь вёрст, для выпуску из катера на берег помянутых духовных персон, против деревни Воровиной стали на якорь и простояли с час. Потом при тихой не ветреной погоде поехали греблею и бичевою. [116]Против сей Воровиной деревни экономической виден был на другой стороне по течению реки на левом, а по нашей от города Архангельска езде на правом берегу, погост Лис-остров (так называется по немалому Двинскому острову, на котором он стоит); в нём деревянная церковь Воскресению Христову и великомученицы Параскевы.

Отъехавши от деревни Воровиной вечером семь вёрст, против деревни Белой Горы для ужины стали на якорь. Выехавши из катера на берег, в доме оной деревни крестьянина Егора Алексеева напившись чаю и взявши знающего в реке фарватер лоцмана Мину Егорова, при небольшом противном ветре греблею; но отъехавши от деревни Белой Горы две версты, против стоящей по нашей езде на левом же берегу казённого ж ведомства Устье-Именской (так называющейся по впадающей в Двину речки Именки) деревни, за сильным противным с дождём ветром и за темнотою ночи, стали на якорь.

25-го числа в понедельник, взявши из оной Устье-Именской деревни в подмогу двух гребцов с заплатою каждому на версту по копейке, снявшись с якоря, потянулись по левому по нашей езде берегу бичевой в шесть часов пополуночи. Проехавши от оной деревни две версты, виден был в правой стороне на берегу Двины погост Ширша; в нём одна деревянная, наподобие каменной отбелённая церковь преподобным Сергию Радонежскому Чудотворцу и Антонию Сийскому. При оном погосте на впадающей в Двину речке Ширше (по которой и погост сей таковое ж название имеет) для пиления на потребу Архангельского Соломбальского адмиралтейства тёсу и брусья три пильных анбара, в каждом по два станка; и в водяной же молотовой кузнице на корабли и другие военные суда якори и прочее кузло. Отъехавши же от Устье-Именской деревни одиннадцать вёрст, для обеда и перемены гребцов, против дворцовой, стоящей на левом по нашей езде берегу, по которому и шли бичевой, деревни Конец-Горья, в одиннадцать часов пополуночи стали на якорь.

Не доезжая оной деревни шести вёрст, на том же левом берегу Именской волости погост; в нём деревянная церковь [117]Собору Пресвятыя Богородицы и чудотворцу Николаю. Изготовивши на берегу кушанье и в катере отобедавши с тремя человеками, взятыми из оной деревни Конец-Горья за ту же плату бичёвщиками, при ясном небе и тихой не ветреной погоде, поехали бичевою в половине первого часа пополудни.

Отъехавши от деревни Конец-Горья семь вёрст, для перемены бичевщиков против Лявленского погоста стали на якорь и за темнотою ночи и за большим дождем в катере ночевали. Оный погост стоит над впадающею в Двину речкою Лявленкою, которая вытекает из болота, почему и называется Лявленским; в нём две ветхих деревянных церкви, одна — Успению Пресвятыя Богородицы, другая — Николаю Чудотворцу.

26-го числа во вторник, выехавши из катера на берег, слушали во оном Лявленском погосте в Успенской церкви литургию и молебен. Потом, купивши за три рубли у крестьянина Мокея Фролова изрядный шитый ялик, сделанный на голландский манер, взявши за ту ж каждому по копейке на версту плату четырёх человек бичевщиков, севши в катер и в нём отобедавши, при благополучном ветре и ясном небе в одиннадцать часов поехали парусами.

Против сего погоста на другой стороне реки на двинском большом Княжь-острове того ж названия погост; в нём две деревянных церкви, первая — Введению во храм Пресвятыя Богородицы, вторая — великомученицы Екатерины.

В шести от Лявленского погоста верстах в правой же по нашей езде стороне, на Двинском же Нижняя Койда-Курья острову, того ж названия погост; в нём две деревянных церкви, первая — Илии Пророку и преподобному Варлааму Хутынскому, другая — Николаю Чудотворцу, а третия внедавне усердием прихожан-крестьян построена каменная — Николаю ж Чудотворцу.

Отъехавши от Лявленского погоста 12 вёрст, для перемены гребцов пристали к стоящей в левой же стороне казённого ведомства деревни Бугрувой, к самому берегу и, взявши [118]знающего фарватер лоцмана Прохора Данилова и одного работника, дабы не упустить благополучного ветра, безостановочно поехали парусами ж.

До города Холмогор в виду нашем по берегам и по островам были от оной деревни погосты:

1) В правой стороне Кейхацкий, в нём две деревянных церкви: первая — Рождеству Богородицы и Георгию великомученику, другая — преподобному Антонию Сийскому и великомученицы Екатерины.

2) На Двинском Верхняя Койда-Курья острову того ж названия; в нём каменная церковь Николаю Чудотворцу.

3) В левой стороне Каскова-Гора, деревянная церковь великомученику Георгию. При оном погосте прилив и отлив из Белого моря, и Архангельский уезд кончился, которым от Архангельска проехали 56 вёрст, а начался Холмогорский уезд.

4) На Двинском не малом острову Курья, того ж названия; в нём три деревянных церкви: первая — апостолу евангелисту Иоанну Богослову; вторая — преподобному Сергию Радонежскому; третья — преподобной Марии Египетской.

5) В левой стороне Спасский, прежде был того ж названия мужеский монастырь, в котором летом живали Холмогорские архиереи, по перенесении ж архиерейского стула в Архангельск, установлен приходский погост. В нём три каменных церкви: первая — Нерукотворённому Образу и Благовещению Пресвятыя Богородицы; вторая — Преображению Господню и преподобным Зосиму и Савватию Соловецким; третья — преподобному Михаилу Малеину и девяти мученикам иже в Кизице. В сём месте река Двина настоящая или большая осталась в леве, а мы к городу Холмогору, за утишением ветра, поехали греблею и бичевою выпадающею из Двины и в неё ж опять впадающею рекою Куропалкою.

Проехавши от деревни Бугровой 30, Холмогорским уездом 20, а всего от города Архангельска 76 вёрст, в восемь часов пополудни пристали к уездному Архангельской губернии городу Холмогору и квартерою стали в доме мещанской вдовы Иринии Ларионовой.