Сборник боевых документов/08/01

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Директива командующего войсками фронта № 3338 от 14.12.41 г. о некоторых важных недостатках в организации наступления на укрепленную полосу противника
См. Выпуск 8. Источник: Генеральный Штаб. Военно-научное управление. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1949. — Т. 8.

Директива командующего войсками фронта № 3338 от 14.12.41 г. о некоторых важных недостатках в организации наступления на укрепленную полосу противника

Директива
командующего войсками фронта
№ 3338
о некоторых важных недостатках
в организации наступления
на укрепленную полосу противника
(14.12.41 г.)


.

Военным советам 23, 42, 55, 8, 54 армий.
Командующему Приморской оперативной группой.
Командирам и комиссарам дивизий 177, 56, 286, 90, 281, 123
и отдельной танковой бригаде, 124 отдельной танковой бригаде,
36 запасной бригаде

О НЕКОТОРЫХ ВАЖНЫХ НЕДОСТАТКАХ В ОРГАНИЗАЦИИ
НАСТУПЛЕНИЯ НА УКРЕПЛЕННУЮ ПОЛОСУ ПРОТИВНИКА

На опыте боев 8 и 55 армий вскрыт ряд крупных недостатков в организации боя при наступлении на укрепленные оборонительные позиции противника.

1. В подготовительный к проведению наступления период остаются недоработанными главнейшие вопросы, обеспечивающие успех. Не уделено должного внимания изучению обороны противника, ее глубины, расчленению боевого порядки, выявлении слабых и сильных сторон обороны. Слабо или совсем не оборудуется исходное положения для атаки, что ведет к излишним потерям. Плохо обстоит дело с разведкой противотанковых препятствий и противотанковых орудий. Не изучается быт и поведение противника в различные периоды суток с точки зрения выбора наиболее выгодных сроков для атаки.

Основа основ успеха наступательного боя – организация взаимодействия родов войск, в первую очередь огневого взаимодействия, обеспечивающая одновременное подавление противника на всю глубину его боевого порядка, и решительное подавление огневых средств на переднем крае, – не вошла в создание большинства командиров.

Одно из условий взаимодействия родов войск – нахождение на одном КП или НП как командиров, организующих и проводящих бой, так и артиллерийских и танковых начальников, – не выполняется.

2. Главным недостатком при организации самого наступления является совершенно недостаточное использование пехотой при подготовке атаки и в период ее проведения огневых средств ближнего боя: 45-мм орудий и 76-мм полковых орудий, минометов и пулеметов, хотя этими огневыми средствами наши соединения, части и подразделения насыщены в достаточной степени.

Оборона противника характеризуется применением различного рода сооружений и препятствий при большом насыщении автоматами, пулеметами, минометами и артиллерией. Противник широко использует маневр живой силой и огневыми средствами (кочующие орудия, минометы, пулеметы) и отличается значительным упорством в обороне.

Наибольшую плотность огня противник создает перед передним краем, ввиду чего основной задачей является преодоление и захват огневых точек переднего края и его ближайшей глубины. Главным условием для успеха нашего наступления является создание огневого превосходства над противником, особенно при самой атаке и при бое в глубине.

Однако на практике этого не достигается.

Наступательный бой наших частей обычно протекает по следующей шаблонной и неправильной схеме.

Бой начинается артиллерийской подготовкой корпусной и дивизионной артиллерии и минометов, а также действиями авиации. По окончании артиллерийской подготовки огонь переносится в ближайшую глубину и частично на фланги, обычно с малым темпом стрельбы и следовательно, недостаточной огневой плотностью. Пехота же, находясь в непосредственной близости от переднего края противника, не проводит достаточной обработки переднего края противника своими огневыми средствами – 45-мм, 76-мм пушками и минометами, – не включается в общую систему огня часто из-за боязни обнаружить свои огневые средства и вызвать тем самым огонь противника на себя. Эти недостатки с особенной силой обнаруживаются при начале атаки пехоты и во время ее проведения. Так как корпусная и дивизионная артиллерия в это время резко снижает темп огня, а огневые средства самой пехоты не используются, получается резкий перевес огня в пользу противника. Неподавленные огневые точки противника немедленно оживают, и наша атакующая пехота, не имея огневого превосходства и встречая сильное огневое сопротивление противника, несет большие потери, и ее атаки не получают развития. В отдельных же случаях огонь противника просто не позволяет нашей пехоте подняться в атаку.

Военный Совет фронта считает подобную, к сожалению, широко распространенную у нас организацию наступательного боя несостоятельной и пагубной, на что неоднократно указывалось армиям.

В чем корни этой ошибочной тактики и организации боя? Они заключаются в забвении многими нашими командирами и штабными работниками всех степеней и рангов элементарных основ современного боя.

В современном бою, и тем более в наступательном бою на укрепленные позиции противника, успех атаки пехоты зависит от создания огневого превосходства над противником, особенно в момент атаки. Современный бой представляет собой прежде всего состязание огневых средств. Неиспользование своих огневых средств в самый ответственный момент боя – в момент атаки пехоты – резко меняет соотношение сил в невыгодную сторону для нашей пехоты и к выгоде для противника и тем самым выбивает из рук нашей пехоты главное средство ее успеха – превосходство в огне. Кто этою не понимает или не хочет понять, тот не понимает элементарных основ современного боя и будет неизбежно нести большие потери и терпеть неудачи.

Среди некоторой части наших командиров укоренилась вредная и наивная иллюзия – считать, что все задачи подавления огневых точек противника может и должна решить корпусная и дивизионная артиллерия. Корпусная и дивизионная артиллерия и авиация играют, разумеется, огромную роль в подготовке атаки пехоты. Но было бы смешным и нелепым полагать, что эта артиллерия призвана и способна уничтожить каждый пулемет, каждого автоматчика, каждый миномет противника. Эту задачу, а она является главной, поскольку основу огневых средств противника составляют именно пулеметы, автоматы и другие средства ближнего боя, – способны и должны решать с успехом огневые средства нашей пехоты. С вредной недооценкой силы и значения огневых средств пехоты и вытекающей из этой недооценки практикой неиспользования огневых средств пехоты – 45-мм орудий, 76-мм полковых орудий и 50-мм минометов – надо немедленно покончить. Надо привить нашей пехоте уверенность в силе ее огневых средств, научить полностью использовать их и смело выдвигать вперед при движении.

Пора, наконец, перестать вести наступление вслепую, очертя голову, на «авось», вместо того чтобы использовать все средства наступления и обеспечить их организованное и сознательное применение.

Создание огневого превосходства вовсе не означает бесцельного расшвыривания снарядов и мин, как это часто имеет место у нас. Мы не настолько богаты боеприпасами, чтобы позволить себе такую роскошь. Создание огневого превосходства предполагают сосредоточение в месте нашего удара огневого кулака максимального темпа и плотности, хотя бы на короткий период, однако достаточный для того, чтобы парализовать огонь противника на время атаки. А это возможно лишь при условии, если будут использованы в полной мере все огневые средства наших наступающих войск.

Можно иметь для операции 20 000 снарядов и мин, но выпущенные с малым темпом и плотностью огня, «через час по чайной ложке», они не создадут никакого огневого превосходства и не дадут эффекта. Можно иметь вдвое меньше снарядов и мин, но использовать их с таким высоким темпом и плотностью огня, что они создадут огневое превосходство на необходимый для атаки пехоты хотя бы и короткий период и обеспечат тем самым успех пехоты. Стало быть, создание огневого превосходства не нужно смешивать с количеством выпускаемых снарядов и мин.

ПРИКАЗЫВАЮ:

В подготовительный период перед наступлением на укрепленную полосу противника:

1. Тщательно прорабатывать на местности вопросы взаимодействия родов войск, установить ближайшие и последующие задачи, способы разрешения их, общие ориентиры и сигналы взаимодействия. Установишь, какие цели подавляются огнем самой пехоты, поддерживающей ее артиллерией и минометами. Командир стрелкового полка и батальона на местности указывают командирам поддерживающей их артиллерии конкретные цели, подлежащие подавлению во время артиллерийской подготовки и сопровождения пехоты в глубине боевого порядка противника с учетом обязательного подавления огневых средств на флангах.

2. Определить на местности исходное положение первых и вторых эшелонов, подготовить их: подготовить окопы, траншеи, позиции для полковой и противотанковой артиллерии, минометов и станковых пулеметов, КП и НП.

В период самого наступления:

1. Для создания огневого превосходства над противником перед атакой его укрепленных позиций в период атаки и боя в глубине в полной мере использовать огневые средства пехоты. В этих целях 45-мм орудия и 76-мм полковые орудия, минометы и пулеметы должны быть подтянуты на заранее подготовленные позиции непосредственно в боевые порядки пехоты на дистанцию примерно 300-400 м от переднего края, с соответствующей глубиной расположения.

2. Определять каждому 45-мм орудию и 76-мм полковому орудию, а также 50-мм миномету задачу и сектор его обстрела, а также норму расхода снарядов и мин, которая должна быть обязательно израсходована. При установлении нормы расхода снарядов исходить не из экономии снарядов и мин, а, наоборот, из необходимости дать в нужный момент максимальную плотность огня. Сейчас, как правило, отпускаемые лимиты снарядов 45- и 76-мм артиллерии и 50-мм мины войсками не расходуются.

3. На ударном направлении иметь на километр фронта не менее 20-30 стволов 45-мм и 76-мм полковых орудий и столько же минометов, что должно составить вместе с дивизионной и корпусной артиллерией и минометами не менее 100 орудий и минометов на километр фронта.

4. Во время артиллерийской подготовки все 45- и 76-мм орудия, минометы и пулеметы уничтожают огневые точки и живую силу противника на его переднем крае, наращивая силу огня до предельной мощи в момент атаки пехоты и танков и во время развития ими успеха.

5. Для поддержки атаки танков назначать специальные орудия танковой поддержки, в задачу которых входит уничтожение прямой наводкой противотанковой артиллерии противника, особенно в момент атаки танков.

6. Предусмотреть заблаговременно порядок перемещения орудий сопровождения пехоты и танков, замену номеров и пополнения потерь с тем, чтобы темпы огня в глубине боевого порядка противника не снижались. Обратить внимание на недопустимость отставания станковых пулеметов от движения пехоты.

7. Момент атаки должен быть максимально насыщен огнем всех видов, включая и огонь самой пехоты. Пехота первых эшелонов коротким ударом, овладевая тем или другим пунктом на местности, продолжает движение вперед и в то же время вторыми эшелонами очищает занятую местность от уцелевших гнезд противника и закрепляет ее за собой в готовности поддержать действия первых эшелонов.

8. Захваченные позиции и территории должны немедленно закрепляться. Отход с захваченных у противника позиций считать тягчайшим преступлением

9. Возложить на Военные Советы армий и командующего Приморской оперативной группой ответственность и строжайший контроль за выполнением настоящего приказа во вверенных им войсках и штабах.

Настоящий приказ довести до командиров и политруков рот и до всех оперативных работников штабов.

Командующий войсками
Ленинградского фронта
генерал-лейтенант М. ХОЗИН

Член Военного Совета
Ленинградского фронта
Секретарь ЦК ВКП(б) А. ЖДАНОВ

Начальник штаба
Ленинградского фронта
генерал-майор ГУСЕВ

№ 3338 14.12.41.

Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Выпуск 08.