Перейти к содержанию

Страница:Афанасьев. Народные русские легенды. 1914.djvu/207

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


а третьяго—съ кумою—ты еще не замолилъ у Господа. Вотъ тебѣ стадо черныхъ овецъ, паси его да молись Богу до тѣхъ поръ, пока ни станутъ всѣ овцы бѣлыми“. Погналъ грѣшникъ овецъ, пасетъ годъ, и другой, и третій, много молится, много трудовъ несетъ—только овцы все остаются черными.

Вотъ сталъ мимо его по зарѣ ѣздить какой-то человѣкъ: ѣдетъ себѣ и всякой разъ распѣваетъ веселыя пѣсни. „Дай спрошу, думаетъ грѣшникъ, что это за человѣкъ ѣздитъ?“ Вышелъ на дорогу, подождалъ немножко и видитъ: подъѣзжаетъ тотъ самой человѣкъ и поетъ пѣсню. Онъ сейчасъ схватилъ его лошадь за узду, остановилъ и спрашиваетъ: „кто ты таковъ и зачѣмъ поешь эдакія пѣсни?“—Я разбойникъ, ѣзжу по дорогамъ и убиваю людей; чѣмъ больше убью за ночь, тѣмъ веселѣе пѣсню пою! Не утерпѣлъ пастухъ, размахнулся своей дубинкою и убилъ разбойника наповалъ. „Ахъ, что-же я надѣлалъ? говоритъ онъ, одного еще грѣха не отмолилъ, а ужь другой грѣхъ нажилъ!“ Воротился къ овцамъ, а онѣ всѣ бѣлыя; пригналъ овецъ къ пустыннику и разсказалъ все, что съ нимъ было. Пустынникъ и говоритъ: „это за тебя міръ умолилъ Бога!“—(Обѣ изъ собранія В. И. Даля).



Тот же текст в современной орфографии

а третьего — с кумою — ты еще не замолил у Господа. Вот тебе стадо черных овец, паси его да молись Богу до тех пор, пока ни станут все овцы белыми». Погнал грешник овец, пасет год, и другой, и третий, много молится, много трудов несет — только овцы всё остаются черными.

Вот стал мимо его по заре ездить какой-то человек: едет себе и всякой раз распевает веселые песни. «Дай спрошу, думает грешник, что это за человек ездит?» Вышел на дорогу, подождал немножко и видит: подъезжает тот самой человек и поет песню. Он сейчас схватил его лошадь за узду, остановил и спрашивает: «кто ты таков и зачем поешь эдакие песни?» — Я разбойник, езжу по дорогам и убиваю людей; чем больше убью за ночь, тем веселее песню пою! Не утерпел пастух, размахнулся своей дубинкою и убил разбойника наповал. «Ах, что же я наделал? говорит он, одного еще греха не отмолил, а уж другой грех нажил!» Воротился к овцам, а они все белые; пригнал овец к пустыннику и рассказал всё, что с ним было. Пустынник и говорит: «это за тебя мир умолил Бога!» — (Обе из собрания В. И. Даля).