Страница:БСЭ-1 Том 01. А - Аколла (1926)-1.pdf/155

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

зования Тройственного союза (20/V 1882) (см.) и присоединения к союзу Румынии (1883), центральные, державы решили сохранить и союз 1879. При этом формальным оправданием служило различное определение целей союза в договоре от 7/Х 1879 и 1882. В последнем союзные обязательства возникали только в том случае, если нападение противника не было умышленно вызвано самой союзной стороной, в первом подобные ограничения отсутствовали. Действительная причина, вследствие к-рой Тройственный союз являлся только дополнением А. — Г. с., но не мог его заменить, заключалась в постоянных колебаниях Италии между герм. и англ. влияниями и в противоречии австр. и итал. интересов на Адриатическом м. и в вост, части Балканского п-ва. Эти противоречия сохранились и после включения VII ст. в договор Тройственного союза, при его возобновлении в 1887: Австро-Венгрия обязывалась при всяких территориальных приобретениях соответственно вознаграждать Италию. Хотя все последующие международные договоры формально и не изменяли А. — Г. с., но толкование его обязательств менялось, в зависимости от международной обстановки и по мере развития герман. империализма и подчинения ему Австро-Венгрии. Уже в начале 80  — х гг. Германия убедилась в том, что в ближайшие годы ей уже не угрожает опасность франко-русской коалиции, и в то же время герман. промышленники — и тем более аграрии — не были склонны «жертвовать костями хотя бы одного померанского гренадера» (слова Бисмарка) из-за балканских дел. Поэтому знаменитая «перестраховка» (секретный русско-германский договор) 1887 свела на-нет значение А. — Г. с. — Германия и Россия обязывались на взаимный нейтралитет при нападении третьей стороны (в том числе и Австро-Венгрии). Строго оборонительным толкованием А. — Г. с. Германия связывала руки Австро-Венгрии на Балканах, и если последняя все-таки не отказалась от договора 1879, то это показывало степень ее зависимости от более сильного союзника.

В 90  — х гг. положение резко меняется.

Ближневост, политика приобретает для герман. империализма особый интерес, и «новый курс» в Германии отказывается от «перестраховки» 1887, называя ее «изменой верной союзнице» (Австро-Венгрии). Однако, последняя к этому времени оказывается мало способной к завоевательной политике на Балканах, вследствие усиления внутренней национальной и классовой борьбы. Период «сердечного союза» начинается только после 1906, когда господство военщины и крупной буржуазии превращает Австро-Венгрию в покорного слугу германского империализма. Непосредственная угроза «германским мечом» обеспечивает дипломатические успехи Австро-Венгрии в 1908, 1909 и 1913, в результате к-рых Салоники превращаются в австро-герман. порт. Решительная схватка с коалицией франко-русск. и англ. империализма в 1914 превращает А. — Г. с. в «союз жизни и смерти». Только военные неудачи поколебали его прочность, ис 1917 Австро-Венгрия вступила в сепаратные переговоры о мире. Т. обр., Австро-Герм. союз развивался вместе с империализмом центральных держав и распался с крушением последнего. См. Германия. Тройственный союз.

Лит.: Кареев, Н., История Западной Евро пы, т. VI  — VII; Котляревский, С., Очерки международных отношений, М., 1922 (обе книги немарксистские). я. Зутис.

АВСТРО  — ИТАЛЬЯНСКАЯ

ВОЙНА

1859.

Национальное объединение Италии, ставшее лозунгом революционного движения с начала 19 в., встретилось с противодействием Австрии, политика к-рой, направленная к сохранению ее итальянских владений, была по необходимости и реакционна и антинациональна. Поэтому война с Австрией, с целью ее вытеснения из Италии, сделалась очень популярной как среди демократических деятелей, так и среди тех политиков, к-рые считали, что объединение Италии возможно только путем подчинения ее самому крупному итальянскому государству, Сардинскому королевству. Опыт 1848, когда сардинские войска, пришедшие на помощь Ломбардии, восставшей против Австрии, были без труда разбиты австрийцами, показал, что одной Сардинии непосильна борьба с Австрией. Всесильный сардинский министр Кавур (см.) воспользовался благоприятным для Италии поворотом французской политики. Наполеон III, жаждавший политических успехов и побед для поддержки своего трона, заключил в 1858 союз с Сардинией, обещая ей за уступку Франции Савойи и Ниццы поддержку против Австрии и присоединение к ней Ломбардо-Венецианской области. Кавур стал деятельно готовиться к войне. В апреле 1859 Австрия предъявила Сардинии ультиматум, требуя разоружения. Последняя ответила отказом.

29/IV австр. войска перешли границу Пьемонта, но встретили соединенную италофранцузскую армию. Гарибальди (см.), с большими добровольческими отрядами, тоже стал под знамена Пьемонта.

В первом столкновении при Мадженте (4/VI). несмотря на численное превосходство австрийцев, поле сражения осталось за союзниками. 8/VI союзники торжественно вступили в Милан, a 24/VI в генеральном сражении при Сольферино, в к-ром с обеих сторон участвовало ок. 280 т. бойцов, австрийцы были разбиты на-голову. После этого Наполеон III совершенно неожиданно заключил с Австрией мир (в Виллафранке 12/VII), опасаясь, что разраставшееся национальное движение может оказаться гибельным для папы, к-рого поддерживали во Франции придворная клика и крупная буржуазия, а с другой стороны — под влиянием угроз со стороны Пруссии. Непосредственным следствием войны было присоединение Ломбардии (без Венеции) к Сардинскому королевству и дальнейшее объединение Италии (см. Италия, история).

АВСТРОНЕЗИЙСКИЕ ЯЗЫКИ, см. Индонезийские и Малайско-полинезийские языки.

АВСТРО-ПРУССКАЯ ВОЙНА. Крушение объединительных попыток либералов в 1848 поставило на очередь вопрос об объединении Германии «кровью и железом». По-