Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 21. Дейли - Джут (1931).pdf/343

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

штате Нью Иорк открывается главой о праве родителей наказывать детей (например об извинительных убийствах ребенка и т. д.).

, В СССР правовые нормы по охране детства еще не кодифицированы в виде «Детского кодекса». Имевшая место практика в данном вопросе шла преимущественно по линии систематического изложения • действующего законодательства о детях. Первую такую попытку сделал Наркомпрос РСФСР, составивший систематический сборник всех законоположений, постановлений и циркуляров о детях и подростках, изданных за время с Октябрьской революции по 1921 включительно. Однако сборник этот не был опубликован. В 1922 Главный комитет социального воспитания Наркомпроса УССР издал сборник «Охрана детства», в к-рый вошли официальные распоряжения и руководящий материал лишь по вопросам социально-правовой охраны детства. В 1927 Наркомюст Украины издал сборник под названием «Детское право Советских республик». В этом сборнике, распадающемся на 9 разделов, дано действующее законодательство о детях только двух Советских республик: РСФСР и УССР с преобладанием законодательства последней.

Советское Д. п. в соответствии с классовой структурой государства в корне отличается от Д. п. буржуазных стран. Цель советского Д. п. — охрана жизни и здоровья ребенка и присвоенных ему прав в интересах воспитания его как коллективиста, активного строителя советского государства и борца за коммунистическое общество. Советское законодательство ставит детей в особое положение по сравнению с остальными гражданами; всякое общественное отношение, которым затрагиваются интересы детей, разрешается исключительно в их интересах. Одной из отличительных особенностей советского Д. п. от буржуазного служит его интернациональный характер. По советским законам охраняется всякий ребенок, находящийся на территории Союза, независимо от принадлежности его к той или другой нации или от его подданства; в буржуазных странах, например в Германии, право на воспитание и охрану имеет только немецкий ребенок. Не менее существенным отличием является и то, что в СССР все дети пользуются одинаковыми правами; в буржуазных же странах наряду с социальным неравенством узаконено гражданское неравноправие детей: дети «незаконнорожденные» ограничены в правах по сравнению с «законнорожденными». Существенное отличие имеется и в отношении правового положения детей в семье. В буржуазных странах дети подвластны родителям, и последние обладают т. н. «родительскою властью». По законам напр. САСШ (шт. Нью Иорк) применение или допущение насилия, жестокости «не считается незаконным, когда родители, опекуны, мастера или учителя во время занятий, в целях воспитания, обуздывают или наказывают своего ребенка, подопечного, ученика, подмастерья, школьника и когда наказание, насилие, жестокость применяются в разумных целях и в умеренной степени» (п. 4. § 246, гл. 88 тюремного закона 1909).По дореволюционному русскому праву родителям было предоставлено даже добиваться через суд заключения детей в исправительные колонии и тюрьмы.

В СССР родительская власть уничтожена: сохранившееся в Кодексе законов о браке, семье и опеке выражение «родительские права» означает лишь право родителей содержать детей, воспитывать и подготовлять их к общественно-полезной деятельности, причем однако права эти должны осуществляться исключительно в интересах детей.

В случае невыполнения или неправомерного осуществления своих обязанностей, родители лишаются родительских прав. Последнее может быть произведено не только в порядке гражданского иска, но и в уголовном порядке, когда лишение родительских прав применяется как мера социальной защиты.

При этом надо иметь в виду, что лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей.

Родительские права строго ограничены, и дети обладают своими личными правами, независимо от прав родителей. В СССР права детей в области семейных отношений вытекают из действительного происхождения детей от данных родителей («Взаимные права детей и родителей основываются на кровном происхождении»  — ст. 25 Кодекса законов о браке, семье и опеке). Поэтому совершенно безразлично, происходит ли ребенок от лиц, состоявших в браке или не состоявших, т. к. обязанности родителей в отношении детей в обоих случаях совершенно одинаковы. Имущественные права детей в части алиментов не зависят от того, состояли или не состояли родители в браке в момент зачатия ребенка. Алименты присуждаются ребенку в размере, потребном для его жизни, и в соответствии с материальным положением того или другого из родителей (см. Ашменты). К имущественным правам детей по советским законам относится также право на получение наследства от родителей, дедов, прадедов, бабок и прабабок; при этом как мальчики, так и девочки наследуют в равных долях. Характерно, что согласно примечанию 2 к ст. 422 Гражданского кодекса «завещатель не вправе лишить права законного наследования тех из наследников по закону (ст. 418), к-рым к моменту смерти наследодателя не исполнится 18 лет». В сельских местностях подростки имеют право самостоятельного ведения трудового земледельческого хозяйства. В этих случаях они могут распоряжаться лично им принадлежащим хозяйством, управлять имуществом всего двора, также участвовать с правом решающего голоса в органах управления земельного общества. В крестьянском дворе ребенок с момента его рождения считается полноправным его членом наравне со взрослыми и тем самым имеет одинаковое со всеми право как на наделение его землёй, так и на долю при семейно  — имущественных разделах. В коллективных хозяйствах подростки по достижении 16 лет является членами колхозов. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет пользуются ограниченной дееспособностью (см.). Они вправе свободно распоряжаться своим заработком,