Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 21. Дейли - Джут (1931).pdf/424

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ром его стал беспринципный журналист Вирджилио Гайда. В наст, время «Д. д’И.» является одной из крупнейших римских газет.

Открыто защищает интересы самых реакционных групп, выступая нередко против прессы фашистских профсоюзов.

ДЖОТТИНО (Giottino, собств. Giotto di Maestro Stefano), Стефано, флорентийский живописец второй половины 14 в. Несмотря на обширную специальную литературу, вопрос о личности Д. до сих пор не разрешен; есть все же достаточные основания предполагать, что Д. был художником круга Джотто (см.) и одновременно тесно примыкал к Сиенским мастерам, с к-рыми его роднит живописная передача человеческого тела и интерес к разрешению пространственных задач. Главн. его произведение — фрески в церкви С. Кроче во Флоренции. В своих работах Д. не отступал от канонических требований в композиции и трактовке сюжета; но вместе с тем в нем следует видеть предтечу позднейшей бытовой светской живописи, как об этом свидетельствуют фигуры и характерные головы на фресках и иконах.

Лит.: S i г 6 п О.. Giottino, Leipzig,, 1908.

ДЖОТТО (Giotto di Bondone; 1276—1337),

знаменитый итальянск. художник, родоначальник реализма в европейской живописи.

Вазари называет Д. учеником Чимабуе. Но не. консервативное флорентийское искусство конца 13 века было той почвой, на которой вырос Д., а передовая римская живопись. Стоявший во главе последней П.

Каваллини является идейным предшественником и вероятно фактическим учителем Джотто, во многом предвосхитившим его художественную программу.

Уже с конца 13 в. Д. жил в Риме, где им была исполнена мозаика с изображением т. н. «Navicella». Недавно найденный архивный документ от 1313 •свидетельствует о длительном пребывании Д. в Риме. Ок. 1305 Д. отправляется в Падую.

Здесь он расписывает замечательными фресками Капеллу дель Арена  — основной памятник искусства 13 в. 37 фресок со сценами из жизни Христа и Марии украшают стены капеллы в виде трех параллельных фризовых лент. По низу идет расписной цоколь с 14 аллегориями «Пороков» и «Добродетелей».

На входной стене помещен монументальный «Страшный суд». В своем целом декоративная система поражает строгой соразмерностью частей и кристаллической ясностью архитектонического построения. Композиции Д. полны изумительной четкости, ясные светлые краски подчеркивают скупую выразительность тяжелых форм. Годы 1330—33 Д. провел в Неаполе, позднее работал в Болонье и в Милане. Но основная его деятельность протекала во Флоренции, где он жил с 1307 и пользовался исключительным уважением и почетом, о чем свидетельствует хо 826

тя бы такой факт, как назначение его в 1330 главным руководителем всех художественных начинаний городского управления. От этой эпохи сохранились лишь росписи капелл Барди (не ранее 1317) и Перуцци в Санта Кроче и большая монументальная мадонна в галлерее Уффици. После росписи Падуанской капеллы слава Джотто разнеслась по всей Италии. Он был окружен большим штатом учеников, которые брали с подряда многочисленные работы, нередко выдавая их За произведения самого мастера. Такими школьными работами являются несправедливо приписываемые самому Д. росписи нижней церкви св. Франциска в Ассизи.

К обширному циклу со сценами из жизни св. Франциска в верхней церкви Д. вообще не имеет никакого отношения, поскольку этот цикл исполнен, как это доказывают новейшие исследования, даже не джоттовской школой, а мастерами римского круга., Деятельность Джотто падает как-раз на то время, когда итальянскому феодализму наносится сокрушительный удар. В связи с ростом торговли и развитием городской культуры на первый план выдвигается буржуазия, приносящая с собою новое, более реалистическое; мировоззрение. Идеологию этой буржуазии и отразил в своих произведениях Д. Он резко порывает с отвлеченным, спиритуалистическим стилем средневековья, утверждая в своих работах принципы реалистического творчества. Условную плоскость он заменяет трехмерным пространством, легкие бесплотные образы; — полновесными фигурами, обладающими тяжестью реальных физических тел и впервые крепко стоящими на ногах. Свои формы Д. строит со строгой последовательностью конструктивиста. Он выделяет из всякого йвления лишь его основные, первичные признаки, которые объединяются им в творческие синтезы огромной пластической силы; отдельные элементы его композиций сопоставлены в порядке тончайшего пространственного ритма. Не владея правилами перспективы, он придавал тем не менее своим работам такую пространственную ясность, к-рая во многом превосходит достижения всего 14 в. и находит себе параллель разве лишь в творчестве Мазаччо. Благодаря тому, что внимание Д. было с исключительной силой заострено на человеческой фигуре, на изображении индивидуальности, занимавшей центральное место в мировоззрении Возрождения, он проявляет, естественно, несравненно меньший интерес к колористическим проблемам. Краска не существовала для него как самодовлеющая ценность. Он рассматривал ее лишь как средство подчеркнуть и усилить форму. Отсюда своеобразие его колористической гаммы, базирующейся на светлых, пестрых, холодных красках, призванных выявить функциональную значимость формы. В данном разрезе он в значительной мере предопределил характер всей флорентийской школы, развивавшейся в дальнейшем в том же антиколористическом направлении. Для искусства 14 в., равно как и для искусства всего итал. Возрождения, Д. имел огромное значение. Его влияние проходит красной нитью через все реа-