Страница:БСЭ-1 Том 30. История - Камбиформ (1937)-1.pdf/96

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ной диктатуры, раздавая удачливым тиранам звание викариев империи. В отдельных случаях борющиеся фракции городской знати добивались, путем временного прекращения своих раздоров и объединения сил, изгнания тирана и восстановления республики (изгнание Угуччоне делла Фаджуола из Пизы, Готье де Бриенна, герцога Афинского, из Флоренции и т. п.), но, как правило, тираны, располагая наемным профессиональным войском, держались прочно. Все более распространявшееся с 13 века применение наемных отрядов и вытеснение ими городской милиции сильно способствовало утверждению тирании. Появление в каком-нибудь городе тирана неизменно вело к разоружению граждан и замене их наемниками, подчинявшимися только своему капитану. Предводители профессиональных наемных отрядов, кондотьеры, разработали новую военную тактику, против к-рой необученные ополчения ремесленников были бессильны. Поэтому наемные войска, появившиеся в Генуе, Милане и Вероне уже с 12 в. -, с конца 13  — начала 14 вв. распространяются повсюду. Первыми знаменитыми кондотьерами были иностранцы (англичанин Гаквуд, немец Урслинген), позже их вытесняют итальянцы. Нек-рым итал. кондотьерам, вроде крестьянского сына Аттендоло Сфорца, удавалось захватить власть в городе, пользовавшемся их услугами, и даже создать свои династии. Наконец, в 15—16 веках появляются тираны из рядов наиболее богатой денежной буржуазии. Таковы Медичи во Флоренции, Пеполи и Бентивольи в Болонье, Петруччи в Сиене. Тираны продолжали с еще ббльшим успехом захватническую политику крупных коммун по отношению к второстепенным центрам. Так, Милан, к-рому уже в 13 в. подчинялись Лоди, Новара, Комо, Брешия, Верчелли, при Висконти и Сфорца еще более расширил подвластную ему территорию; но в отличие от коммун, ограничивавшихся насаждением в подчиненных городах своих подеста и капитанов, тираны стремились унифицировать все управление, заменяя магистратов из представителей правящего класса назначаемыми на неопределенный срок чиновниками, однообразно осуществлявшими свои полномочия на всей территории, и создавая в своей резиденции центральные органы военного и финансового управления. Таким образом, было положено начало государству нового типа, абсолютной монархии, достигшей, однако, своего наивысшего развития не в И., а в крупных национально-государственных образованиях других европейских стран. Лишив правящий город его политической и экономической монополии по отношению к contado, тираны привлекли на свою сторону имущие классы сельского населения, а созданные ими пышные дворы, притягивавшие к себе поэтов, художников, ученых, щедрые траты на их содержание и на широкую строительную деятельность обеспечили новому режиму признание и поддержку мелких городских ремесленников. Установление единоличной диктатуры, пресекши фракционные раздоры и гражданские войны внутри города, привело к упорядочению администрации.

Свирепый тиран Цезарь Борджиа, сын папы Александра VI, захвативший Романью предательством, убийствами и пожарами, стремился, например, упрочить свою власть организацией судебных трибуналов с представительством от каждого города, изданием благотвори 166

тельных законов о бедных, жестокой расправой с чиновниками, притесняющими народ. Со своей стороны плебейские и ремесленные массы, разочарованные предшествовавшей борьбой и озлобленные против буржуазии, долго относились к заигрывавшим с ними тиранам частью пассивно, частью даже сочувственно.

Народные движения, игравшие столь значительную роль в жизни свободных коммун, на некоторое время исчезли в период тирании. Поэтому идеологи крупной буржуазии того времени, вроде Пальмьери и Гвиччардини, с раздражением говорят о «политической тупости народа», воззрения которого «так же далеки от истины, как Испания от Индии». Уничтожение республиканской формы правления даже в наиболее «демократических» коммунах непосредственно затрагивало интересы только ничтожной части граждан. Во Флоренции на 100.000 населения лишь 3.000 пользовались гражданскими правами. Да и из этой части только узкая верхушка буржуазии оставалась в оппозиции и организовывала заговоры против диктаторов. В 1476 был убит заговорщиками из крупной миланской буржуазии Галеаццо Мария Сфорца. В 1478 Пацци, Сальвиати, Б андини — представители денежной аристократии Флоренции — напали в церкви на братьевправителей Джулиано и Лоренцо Медичи, причем только второму удалось спастись от смерти.

Насильственною смертью погибли тиран Форли Риарио, тиран Фаенцы Манфреди, тиран Фермо Франджипани. Тирания защищалась усилением полицейского сыска и шпионажа, террористическими мероприятиями против непокорных фракций бывшей купеческой олигархии, варварскими казнями заговорщиков и возведенной в степень тончайшего искусства системой лжи, лицемерия и предательства в повседневных отношениях с окружающими.

Геркулес д’Эсте приказал вырвать глаза и отрубить руки 200 заговорщикам; Лоренцо Медичи до тла разрушил восставшую Вольтерру; Цезарь Борджиа создал непревзойденные образцы коварства по отношению к своим противникам. Маккиавелли (см.) в своем «Государе» только синтезировал и дал теоретическое обоснование этим чертам правительственной практики тирании.

Своей внешней политикой тираны 15 в., в противоположность агрессивной политике купеческой олигархии, старались также не задевать интересов масс. К тому же центр тяжести внешней политики все более перемещался в область дипломатии и политической интриги, в которой итальянцы 15—16 вв. обнаружили непревзойденное мастерство. Несмотря на некоторое упрощение политической карты И. в период тирании, взаимоотношения между ее отдельными государствами представляли настолько запутанный клубок противоречий, что» выделить общие линии ее политической истории чрезвычайно затруднительно. На С.-З., в Пьемонте, где в неприкосновенности сохранились феодальные отношения, продолжалась борьба за преобладание между графством (с 15 в. герцогством) Савойским, маркизами Монферратским и Салуцким, во время к-рой вспыхнуло восстание крестьян во главе с Фра Дольчино (см.), подавленное соединенными усилиями духовных и светских феодалов Севера (1307). Савойская династия приобрела в концеконцов решительный перевес, но оставалась еще слишком слабой для активного вмешатель6*