Страница:БСЭ-1 Том 36. Ларте - Лилло (1938).pdf/130

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

сит эпигонский догматический характер. Тем не менее, эта философия, как и философия самого Л., оказала мощное влияние на умственное движение всей эпохи немецкого просвещения. Под влиянием идей Л. находился в известной степени материализм 18 в. Непосредственно воспринимает идею развития, идею иерархической связи всех организмов, идею единства природы, ее одушевленности Робине (см.). Последователем Л. в философии является стихийный естественно-научный материалист Шарль Боннэ. В ряде положений Дидро и Ламетри (идея преобразования организмов, одушевленности молекулы) также находит отражение концепция Л. о монаде как активной субстанции. Идеи Л. отразились на воззрениях представителей основных умственных течений эпохи немецкого просвещения и на миросозерцании поэтов эпохи «Sturm und Drang», на общем мировоззрении Гёте (его учение о метаморфозах) и Шиллера.

Л. является предшественником немецкого классического идеализма. Под его влиянием развивается Кант, на к-ром отражается ряд основных идей лейбницевской философии: теоретические корни кантовского дуализма лежат в учении Л. об умопостигаемом мире сущности (монад) и мире явлений; учение Л. об апперцепции; учение о «прирожденных идеях» преобразуется Кантом в учение о трансцендентальных чистых формах созерцания и категориях рассудка. Учение Л. о связи всех вещей мира, их органическом единстве и развитии воспринимается Шеллингом и находит наиболее полное выражение в его натурфилософии. Основные и существенные черты лейбницевского объективного идеализма возрождаются в объективном идеализме Гегеля. Лейбницевская субстанция, деятельная, духовная единица, — прообраз абсолютной идеи Гегеля. Оценивая положительно основную идею Л., его объективный идеализм, исходящий из представления об интеллектуальности универсума, Гегель вместе с тем подвергает критике философию Л. в виду ее неспособности преодолеть множественность субстанций, в виду того, что Л. стремился обосновать свою философию на данных опыта, а также за то, что он соединил в своей философии взгляды Локка и Спинозы. Современная буржуазная философия старается извлечь из философии Л. наиболее родственные ей реакционные элементы для обоснования идеализма в форме неокантианства (Кассирер) и различных видов неопозитивизма и релятивизма («Логика отношений» Ресселя и математическая логистика Кутюра). По мере фашизации буржуазной идеологии теоретики буржуазии стремятся использовать наиболее реакционные элементы философии Л. для обоснования шовинистического национализма, религии и мистики. — В России философия Л. имела своих последователей в лице ученика Христиана Вольфа — Ломоносова, отразилась на мировоззрении Радищева, а в 19 веке встала оружием реакционного богословия представителей православной церкви. Все русские лейбницианцы (Л. Лопатин) усваивают реакционную сторону лейбницевского мировоззрения. Представители механицизма и меньшевиствующего идеализма в своем отношении к Л. обнаруживают характерные для них извращения в правильном понимании философии Лейбница (например механист Варьяш в своей «Истории новой философии»).

Маркс и Энгельс подчеркивали метафизический характер философии Л. в целом. У Л. как идеалиста множественное и индивидуальное лишено всеобщей реальной связи, и гармония в изменениях единичных вещей предустановлена богом. Но вместе с тем основоположники марксизма выделяли огромные заслуги мыслителя в области положительного знания (изобретение дифференциального и интегрального исчисления, открытие закона «сохранения силы»), яркие элементы его диалектики (установление принципа самодеятельности как существенного свойства субстанции), его смелый рационализм, объективно подтачивавший религиозную догматику. [В письме к Энгельсу от 10/V 1870 Маркс по случайному, правда, поводу писал: «Ты знаешь мое преклонение перед Лейбницем» (Маркс и Энгельс, Соч., т. XXIV, стр. 337—338)].

Значение философии Л. в подготовке материалистич. диалектики высоко оценивает Ленин, подчеркивая обогащение Декартова понимания протяженной субстанции принципом деятельной силы. В этом также «отличительная черта Лейбница от Спинозы: у Лейбница к понятию субстанции прибавляется понятие силы» и притом деятельной силы, «принцип самодеятельности». «Лейбниц — через теологию подходил к принципу неразрывной (и универсальной, абсолютной) связи материи и движения». В то время как в субстанции Спинозы подчеркивается ее единство, сущность субстанции Л. — в многообразии и различии. Монады Л. — «не мертвые атомы, а живые, подвижные, весь мир отражающие в себе, обладающие (смутной) способностью представления (души своего рода)» (Ленин, Философские тетради, 1936, стр. 78). — Будучи идеалистом и метафизиком, Л., хотя и в извращенной форме, все же предугадывает современное учение об объективности и самодвижении наиболее элементарных, открытых на данной стадии науки частиц материи, что подчеркивается замечанием Ленина: «ср. электроны!» (там же).

В подходе к пониманию связи единичного и множественного, конечного и бесконечного есть яркий проблеск диалектики, стихийно прорывающейся через метафизич. оболочку философии Л.: «индивидуальность содержит в себе как бы в зародыше бесконечное» (Лейбниц).

Давая высокую оценку положительным элементам диалектики Лейбница, В. И. Ленин критически подчеркивает реакционные стороны его философии, ее идеализм и метафизичность. Как на «старый хлам», обрушивается он на априоризм «Новых опытов о человеческом разуме», к-рый впоследствии воспроизводится Кантом в «Критике чистого разума».

Положительное значение философии Л. определяется тем влиянием, к-рое она оказала на последующее развитие диалектики. Несмотря на ложную идеалистич. основу, она является одной из историч. ступеней в подготовлении материалистической диалектики.

Значение Л. в математике. Во время пребывания в Йенском ун-те Л. находился под влиянием математика Э. Вейгеля. К серьезному изучению математики он приступил под влиянием знаменитого голландского физика и математика Хр. Гюйгенса, с к-рым познакомился в Париже, и вскоре после этого сделал в ней ряд важнейших открытий. К ним относится прежде всего открытие дифференциального и интегрального исчисления. Знаменитый мемуар,