Страница:БСЭ-1 Том 36. Ларте - Лилло (1938).pdf/36

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

от власти одного из основателей «Крестьянского союза». Из состава правительства ушли лидеры «Партии новохозяев» и «Национального объединения». Обострение классовых противоречий находит свое отражение в массовых выступлениях пролетариата и крестьянской бедноты. Несмотря на суровые преследования (смертные и долгосрочные каторжные приговоры за участие в компартии), в стране развивается подпольная работа по мобилизации революционных сил, возглавляемая коммунистической партией и новой социал-демократической партией, между которыми заключен договор о создании единого антифашистского фронта (см. гл. Коммунистическая партия Л.).

IV. Политический очерк.

ЛСДРП. Первые социал-демократические рабочие кружки, возникшие в Риге и Либаве в начале 90-х годов, находились под влиянием легально-марксистского «нового течения» (см. гл. Исторический очерк) и вместе с ним были разгромлены царскими властями в 1897. Возникшие затем новые нелегальные с.-д. рабочие группы особенно усилились после кровавого подавления массового движения в Риге в 1899. За годы 1900—03 образовались местные с.-д. организации в Риге, Либаве, Митаве, Тальсене, Виндаве и некоторых деревенских районах. В первое время работа носила по преимуществу кружковый характер, но уже с 1903 массовая агитация приняла широкие размеры. В 1902 была произведена первая попытка объединения с.-д. групп, но в образованную тогда «Латышскую с.-д. рабочую организацию» (ЛСДРОБ) вошли не все местные группы. В тот же период первые эмигранты-марксисты начали издавать за границей латышскую социал-демократическую литературу. В 1898 в Бостоне выходил журнал «Аусеклис» («3аря»). В 1899—1900 «Союз латышских социал-демократов Зап. Европы» издавал в Лондоне журнал «Латвешу страднекс» («Латышский рабочий») и серию марксистских брошюр «Библиотека рабочего». После раскола Союза в 1900, когда из него были удалены склонявшиеся к эсерам элементы, марксисты издавали сначала в Лондоне, потом в Швейцарии журнал «Социал-демократ» (за 1901—05 вышло 35 номеров). Издавалась также серия брошюр «Библиотека социал-демократа». С марта 1904 издавалась в Риге нелегальная газета «Циня» («Борьба»). Но в этой литературе идеи марксизма часто преподносились латышским рабочим в каутскианском или люксембургианском изложении. До 1906 на латышский язык не была переведена ни одна работа Ленина. Внутрипартийная борьба в рядах РСДРП в латышских изданиях изображалась неправильно, как беспринципная фракционная склока. Однако через «Искру» и брошюры Ленина большевистские идеи постепенно проникали и в Латвию; в дальнейшем (1903—05) на большевизацию латышской с.-д-тии оказывали большое влияние организации русских большевиков в Риге и Либаве.

Учредительный съезд ЛСДРП происходил в Риге 20(7)/VI 1904. Всего на съезде было представлено 2.500 членов партии. Утверждение проекта программы было отложено до второго съезда. Главное внимание уделялось организационным вопросам. В особой резолюции съезд признал желательным объединение с РСДРП, но предложил в основу объединения положить выдвинутый Бундом антимарксистский принцип «федерации». Новая партия приняла название «Латышская с.-д. рабочая партия» (ЛСДРП); «Циня» была объявлена ЦО партии, «Социал-демократ» — ее теоретическим органом. — В период революции 1905 ЛСДРП руководила крупными экономич. забастовками, проводила массовые демонстрации, начала развертывать партизанскую борьбу (см. гл. Исторический очерк). В течение года ЛСДРП распространила около 1 млн. экземпляров воззваний; тираж «Цини» доходил до 10 тысяч экземпляров.

На 2-м съезде ЛСДРП (11/VI 1905) было представлено уже 10 тыс. членов партии. В массах господствовали революционные настроения, однако на принятой на съезде программе и других постановлениях сказалось сильное влияние нереволюционного, оппортунистического крыла латышской с.-д-тии. Так, в программе ЛСДРП отсутствовало требование диктатуры пролетариата. Съезд не принял аграрной программы и не выдвинул лозунга конфискации помещичьей земли. Здесь сказалась недооценка роли крестьянства в революции. Идея перерастания буржуазно-демократич. революции в социалистическую оставалась чуждой лидерам ЛСДРП. Меньшевистские формулировки были допущены и в резолюциях по тактическим вопросам. В вопросе о вооруженном восстании была принята резолюция, содержавшая полуменьшевистскую характеристику движущих сил революции, но данный лозунг был формулирован в большевистском духе: признавалось необходимым «непрерывно подготовлять пролетариат к вооруженному восстанию, оказывая уже сейчас вооруженный отпор каждому насильственному акту самодержавия и превращая столкновения со слугами царизма в непрерывную партизанскую борьбу». В избранный на съезде ЦК, наряду с центристами, ставшими потом меньшевиками, вошел и большевик П. Стучка, но во время высшего подъема революции он еще находился в ссылке. Видную роль в центральном руководстве играли центристы, вскоре открыто примкнувшие к меньшевикам. Эти «старые вожди» стремились сдерживать размах революционного движения, но в массах решающим влиянием пользовались представители революционного крыла ЛСДРП, близкие к большевикам молодые активисты, работавшие в местных организациях и проводившие ленинский стратегический план. Вовлекая в революционную борьбу крестьянские массы, они в 1905 осуществляли на деле ленинскую идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции.

Однако это движение не было доведено до конца по вине центрального руководства ЛСДРП. Неправильная позиция партии в аграрном вопросе являлась препятствием для создания прочного союза пролетариата и крестьянства. Огромное массовое движение на местах, приведшее в конце ноября к вооруженному восстанию в деревне и к полному захвату власти трудящимися массами во всей стране, за исключением главных городов Л., превращение крестьянских «распорядительных комитетов» в настоящие органы революционной власти и фактическая конфискация помещичьих имений, в сущности, проходили наперекор директивам ЦК. Вместе с Бундом ЦК ЛСДРП выступал против образования Советов рабочих депутатов, вооружения рабочих масс, в решающий момент сорвал ноябрьскую всеобщую заба-