Страница:БСЭ-1 Том 40. Монада - Нага (1938)-1.pdf/12

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ния редких земель (окислы церия, лантана и др.) и радиоактивных элементов — мезатория и радиотория. Монацитовые россыпи известны в США (Сев. и Юж. Каролина, Виргиния), в Бразилии, в Юж. Индии(Траванкора), в Канаде, Колумбии, Аргентине, Трансваале, в Новом Юж. Уэльсе (Австралия). Главным поставщиком М. на мировой рынок являются Бразилия, Индия и отчасти США. В СССР М. встречается в пегматитовых жилах Карелии, Адуя и Ильменских гор, на Алтае и в Забайкальи, в россыпях бассейна р. Каменки на Юж. Урале, в горах Кара-Тюбе близ Самарканда, в Узбекской ССР, Борщовочном кряже, в басе. р. Унды, наШерловой горе, в Приамурьи и на Памире.

МОНАШЕНКА, Porthetria monacha, бабочка из семейства волнянок. В размахе самец — до 40 мм, самка — до 50мм; переднее крыло белое, с зазубренными черными параллельными поперечными линиями; заднее — серовато-белое; брюшко сверху розовое с черными пятнами.

Монашенка: 1  — яйца, 2  — гусеница, 3  — самец, 4  — самка.

Гусеница (до 50 мм) буровато  — зеленоватая, с 6 продольными рядами голубоватых бородавок, несущих длинные и короткие волоски. М. распространена во всей Европе (кроме севера), в западных и центральных районах Европейской части СССР, в Малой Азии, в Приамурьи и Японии и является одним из главнейших вредителей леса. Размножается массами и совершает перелеты; объедает как лиственные, так и хвойные породы. Яйца в неправильных кучках на коре — с осени, гусеница — с апреля  — мая, окукление — в июне — июле, бабочка — через 2—3 недели. М. преимущественно опасна для еловых лесов: ель после объеданиям, подвергается нападению короедов (см.) и погибает; особенно страдают леса Средней Европы. Меры: раздавливание яиц осенью и молодых гусениц весной, наложение ловчих колец из гусеничного клея при уничтожении подроста. Размножение М. часто прекращается от развития среди гусениц бактериальных болезней, преимущественно от флашерии или «полиэдренной» болезни.

МОНАШЕСТВО (от греч. monachos  — живущий уединенно), термин, обозначающий какособую форму религиозной идеологии, так и определенную часть духовенства и соответствующие организации (монастыри, монашеские ордена, конгрегации). Задолго до появления М. в Западной Европе оно было известно на Востоке, особенно в странах распространения религий брахманизма и буддизма, а также в древнем Египте (культ Сераписа), и не случайно христианское М. впервые возникло в Египте. Идеи восточного М. находили приверженцев в первых христианских общинах.

В результате подавления ряда восстаний рабов и колонов в Римской империи 3—4 вв. хр. э. происходило бегство из ненавистного рабовладельческого общества тех элементов, к-рые потеряли веру в успех дальнейшей борьбы.

Если на Рейне и на Дунае недовольные рабы и крестьяне уходили к германским варварским племенам, то на востоке империи они находили убежище в пустынях Сирии и сев. вост. Африки, к-рые и стали древнейшими очагами христианского М. В Зв. христианское М. носило еще характер отшельничества (анахоретство), а в 4 в. появились первые формы организации анахоретов — зародыши монастырей в пустынях Египта (напр., Антоний Фивский, см.). Основателем монастырской жизни считается бывший римский солдат Пахомий (умер в 348), основавший монастырь на берегу Нила около г. Фив; с его именем связан древнейший монастырский устав. Демократический и оппозиционный характер первоначального христианского М. особенно усилился после Никейского собора (325), к-рый, по словам Энгельса, христианство приспособил «к званию государственной религии» (Энгельс, Людвиг Фейербах, в кн.: Маркс иЭнгельс, Соч., том XIV, стр. 674). До того в идеологии первоначального христианства «было выражено отрицательное равенство всех людей пред богом как грешников» (Энгельс, Из подготовительных работ к «Анти-Дюрингу», в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 367); это учение «вытекало из роли христианства как религии рабов, изгнанников, отверженных, гонимых, угнетенных. После победы христианства этот момент отступил на задний план» (Энгельс, там же). Представители перечисленных Энгельсом социальных групп рабовладельческого общества (а также других классов в римских провинциях и даже отдельные выходцы из высшей знати в самом Риме) в 4—5 вв. уходили в монастырские коммуны, чтобы путем сурового аскетизма и тяжелым физическим трудом сохранить равенство, от к-рого отказалась официальная церковь. С 4 в. идеи М. распространились вплоть до отдаленной Ирландии и Шотландии, но церковные власти в Италии попрежнему относились с явным недоверием, а то и с открытой враждой к оппозиционному по отношению к ним движению социальных низов. Лишь в 6 в. наступил перелом в истории западного монашества. К этому времени оно превратилось во внушительную общественную силу, союз с которой соответствовал политическим расчетам римских пап. Вместе с этим монастыри успели оправдать себя в экономил, отношении. Они оказались наиболее совершенной формой крупного производства с сохранением некоторых слабых зачатков разделения труда в условиях хозяйственного упадка раннего Средневековья. Подчинение М. власти римских пап свя-