Страница:БСЭ-1 Том 40. Монада - Нага (1938)-1.pdf/144

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

больдт («Ueber das Entstehen der grammatischen Formen...») дополняет ее четвертым — полисинтетическим — типом. М. к. я. используется и в дальнейшем развитии сравнительно-исторического языкознания: так, Шлейхер оперирует тремя, Штейнталь — четырьмя основными типами. На первых двух этапах развития сравнительно-исторического языкознания М. к. я. привлекает серьезное внимание исследователей; с помощью ее пытаются установить общие закономерности развития человеческого языка, мыслимого как общий и единый процесс. Так, Гумбольдт видит в Основных типах М. к. я. ступени все более совершенного разрешения человеческим разумом задачи языкотворчества — слияния в языке формы и содержания, субъективного и объективного миров, а Шлейхер  — ступени развития все более усложняющихся языковых организмов. Как ни ошибочны эти толкования, они исходят из законного стремления осмыслить М. к. я. как воспроизведение основных моментов движения, развития языка как целого. Но с падением интереса к общим проблемам языковедения и усилением эмпиризма у младограмматиков, все меньше значения придается М. к. я.; единственно научной признается лишь генеалогии, классификация языков, и вся работа языковедов сосредоточивается на уточнении звуковых и морфологии, соответствий внутри групп языков, признанных родственными; научная ценность М. к. я. многими языковедами подвергается резкой критике. Эта критика вскрывает ряд существенных недостатков, свойственных установившейся М. к. я.; расплывчатость и недостаточность положенного в ее основу признака, необоснованность установленной ею иерархии языковых типов (ср. таблицу в ст. Классификация языков), наконец, возможность перехода 'языка определенной системы из одного морфологии, класса в другой (ср. критику М. к. я., напр., у Есперсена, Progress in language, 1890, Соссюра Ф., де, Курс общей лингвистики, М., 1933, Вандриеса Ж., Язык, М., 1937). В языковедении 20 в. делается ряд попыток уточнить М. к. я. путем изменения признаков, положенных в ее основу; такова, напр., попытка Сепира Э., Язык, М., 1934.

Вместе с тем регресс буржуазной научной мысли выступает в попытках использовать М. к. я. для доказательства неравноценности языков различных типов, а тем самым — мышления и культуры говорящих на них народов. Явная необоснованность подобного рода построений, возвращающих науку о языке к человеконенавистническим бредням какого-нибудь Гобино (см.), вызывает отпор со стороны передовой антифашистской интеллигенции Запада (ср. Сепир, указ. кн.). Пересмотр М. к. я. не может ограничиться только ее технич. стороной, как. это делают современные языковеды Запада.

Необходимо пересмотреть самые основы ее, рассматривая смену языковых типов не абстрактно, не как самодовлеющее развитие, а диалектико-материалистически, как развитие, обусловленное, в конечном счете, развитием общества и протекающее в диалектич. единстве с развитием мышления; этот пересмотр М. к. я. намечен в сов, языковедении в учении о стадиях акад. Н. Я. Марра. См. Классификация языков.

МОРФОЛОГИЯ (греч. — учение о формах), лингвистический термин, неизвестный древним грекам и введенный в науку о языке учеными 19 в. взамен более старого термина этимология (см.),применявшегося для обозначения того отдела, грамматики, в к-ром рассматривались образование основ и флексия (склонение, спряжение). В школьной грамматике эта замена произошла совсем недавно., М. как учение о структуре и формах отдельного слова отграничивается от синтаксиса (см.), предметом к-рого является структура предложения и его сочетаний. Такое разграничение представляет для лингвистического анализа практические удобства, но оно до известной степени искусственно и противоречит диалектическому пониманию языкового выражения, в к-ром все элементы взаимосвязаны. Поэтому, напр., такой раздел грамматики, как учение о значении форм отдельного слова и их употреблении, относится с равным правом одними исследователями к М., другими — к синтаксису.

М. обычно распадается на два отдела: 1) учение о словоизменении (флексии) и 2) учение о словообразовании и словосложении. Первое восходит к античной грамматике, а второе сложилось в новое время под влиянием древнееврейской и древне-индийской грамматик. От первой западно-европейское языковедение усвоило понятие «корень» (см. Корень слова), создав затем как коррелятивные понятия аффиксы (см.), подразделенные на три разновидности  — префиксы,, суффиксы, инфиксы, для обозначения элементов слов, предшествующих корню, следующих за ним и вставляемых внутрь корня.

Знакомство европейских ученых с древне-индийской (санскритской) грамматикой способствовало углублению морфологического анализа слов [противопоставление корня и основы, учение о фонетических закономерностях в словообразовании — чередованиях гласных и согласных (см. Чередование звуков)] и созданию учения о словосложении.

Основоположники сравнительно  — историч. языковедения (см.) впервые отошли от старого описательного метода рассмотрения структуры слова, изучая М. языка в ее развитии. Опираясь на языковые данные, извлекаемые из анализа письменных памятников разных эпох, а также на сопоставление соответствующих фактов; т. н. родственных языков, сравнительно-историческое языковедение пыталось воссоздать картину развития структурных элементов прежде всего индо-европейских языков, а затем и ряда других, б. или м. изученных языковых групп (семитской, хамитской, угро-финской и др.). Одновременно делаются попытки построить сравнительную М. в более широком масштабе на материале языков мира, вскрывая сходные элементы в структуре самых различных языков и законах их развития (т. н. морфологическая классификация языков, см.). Так М. сделалась одним из важнейших и наиболее' разработанных отделов в системе сравнительноисторического языковедения.

. Многообразные по своему звуковому оформлению способы морфологического выражения сведены к нескольким основным типам — сложению, аффиксации, удвоению, флексии (см. Грамматика). Точно так же семантика морфол огич. изменений обобщена в ряды категорий грамматических (см.), из которых наиболее часто встречаются категории падежа, числа, лица, наклонения, времени, вида, залога, а также рода, притяжательности и др. На объединении морфологич. признаков слов с семантическими и синтаксическими построена и классификация частей речи (подробнее см.