Страница:БСЭ-1 Том 40. Монада - Нага (1938)-1.pdf/251

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

•один вес, одна мера! Только он один и правит! Все, что ни прикажет он — все исполняется и все, что он запретит — действительно  — остается под запретом. Никто ему не перечит  — ни духовные, ни светские!». Опричина вместе ю тем удовлетворила наиболее острые нужды мелкого и среднего дворянства, составлявшего основную военную силу М. г., поскольку за •счет конфискации у бояр вотчин оно было обеспечено землей и крестьянами. Социальную политику Ивана IV продолжали его преемники — сын его царь Федор Иванович (1584—98) и вступивший после смерти последнего на престол, по избранию Земского собора, Борис •Федорович Годунов (1598—1605), фактически правивший и раньше от имени слабоумного Федора. Царская власть попрежнему опиралась на «воинство», а боярская оппозиция была подавлена системой ссылок и опал.

Централизованное, сильное внутри М. г., продолжая дальнейшее собирание русских земель, с середины 16 в. переходит к агрессивной внешней политике в отношении соседних народов: в 1552 завоевана Казань, после чего все народы Среднего Поволжья (татары, мари, чуваши, удмурты, башкиры) после пятилетней борьбы были порабощены; в 1556 пала Астрахань; после взятия Астрахани царизм пытаетюя утвердиться на Кавказе постройкой крепостей на Тереке; тотчас после падения Казани признает себя вассалом Москвы сибирский хан Эдигер (1555). В 1558 и 1559 предпринимается военная рекогносцировка в сторону Крыма, и хотя завоевание побережий Черного моря было отложено, но с середины 16 в. принимаются меры к укреплению южной границы путем постройки засечных линий и организации станичной службы. К концу царствования Ивана IV и к правлению его преемников относится захват Западной Сибири. Завоевание Сибири было начато по инициативе и на частные средства крупных прикамских солепромышленников Строгановых, которые в 1581 снарядили экспедицию против Сибирского ханства под начальством Ермака; Ермак захватил столицу ханства  — Кашлык, или Искер; закрепление произведенных завоеваний потребовало присылки царских войск и постройки городов (Тюмень в 1586, Тобольск в 1587). К концу 16. в. были завоеваны земли по всему нижнему течению Иртыша с его притоком Турой; по Оби вниз от устья Иртыша до Обской губы (Березов, 1593) и вверх до Нарыма (Сургут, 1594, Нарым, 1598); в первые годы 17 в. на восток от Обской губы был построен город Мангазея на перепутьи между нижней Обью и Енисеем (1600—01), на притоке Оби — Томи — г. Томск (1604) и на другом ее притоке — Кети, к В. от Нарыма, — г. Кетск (около 1605). Так, при Иване IV национальное русское государство превращается в многонациональное государство, в «тюрьму народов».

Наряду с развитием широких завоеваний на В. и на Ю. в другом направлении, на 3., идет длительная война (с 1558 до 1582) за возвращение захваченных Литвой и немецким рыцарством русских земель и за доступ к Балтийскому морю. Война ^началась блестящим успехом московских войск: взяты были древнерусские города Дерпт (б. Юрьев), Полоцк; с завоеванием Нарвы (1558) Москва приобрела порт на Балтийском море. Под сокрушающим ударом Москвы распался Ливонский орден, исамой Ливонии грозило полное уничтожение, но в войну вмешались Польша и Швеция.

В 1561—62 произошел раздел владений ордена между Швецией (Ревель), Польшей (собственно Ливония) и Данией (о-в Эзель). Курляндия осталась во владении магистра Ливонского ордена в качестве вассала Польши. В 1569 Литва соединилась с Польшей (Люблинская уния). Война затягивалась к невыгоде для М. г. Московскому государству приходилось теперь иметь дело не только с слабым и неспособным к сопротивлению орденом, но также с Швецией и с Польско-Литовским государством. В самый разгар войны, в 1571, Москва, кроме того, подверглась нападению крымского хана Девлет-Гирея; хан дошел до Москвы и сжег ее. Положение осложнялось изменами отдельных бояр; изменил, в частности, один из лучших московских воевод, князь Курбский. На ливонском фронте начались неудачи: в 1579 был потерян Полоцк; в 1581 под угрозой был даже Псков, к-рый удалось отстоять благодаря мужеству защищавшего его гарнизона. В этих условиях рассчитывать на успешное окончание войны было невозможно, и истомленное 24  — летней войной М. г. заключило мир с Польшей (1582) и Швецией (1583) ценой отказа от всех завоеваний.

Тяга к Балтийскому морю, выразившаяся в длительной Ливонской войне, знаменует сильный рост товарно-денежных отношений в М. г. в 16 в. При Иване IV усиливаются торговые сношения с странами Востока и Запада. После завоевания Казани и Астрахани устанавливаются непосредственные торговые связи с Ираном, Бухарой и Хивой. Открытие в 1533 английским капитаном Ченслером пути в М. г. через Белое море положило начало морской торговле с Англией и Голландией.

Завоевание Нарвы (в 1558) открывало перспективы более тесных сношений с Зап. Европой через Балтийское море. При Иване IV имели место первые попытки поездок московских купцов за границу. Оживление иностранной торговли отразилось и на торговле внутри страны. В 16 в. отмечается развитие внутреннего рынка в М. г. В городах растет ремесленное производство, рассчитанное на рыночный сбыт. Скупка сырья для заграничного экспорта способствует более тесным связям между местными рынками. Так зарождаются предпосылки того «всероссийского рынка», к-рый, как указывал В. И. Ленин, сложился примерно в 17 в.

Усиливающийся обмен между областями и был, по Ленину, одним из факторов, сделавших возможным слияние разрозненных земель в единое государство (см. Ленин, Соч., т. I, стр. 73).

Тяжелые и продолжительные войны привели к обострению кризиса, переживавшегося страной в течение 16 в. Кризис этот был вызван, с одной стороны, развитием товарно-денежных отношений, к к-рым с трудом приспосабливалось феодальное землевладение, жившее натуральным хозяйством, а с другой — бегством эксплоатируемого крестьянства на окраины и в степь, где из беглецов образовалось вольное казачество. Из феодалов от кризиса страдали особенно сильно мелкие, и это вызвало с их стороны усиление эксплоатации живших на их землях крестьян, а усиление эксплоатации приводило к массовым побегам крестьян. Одной из задач сильной самодержавной власти было обеспечение землевладель-