Страница:БСЭ-1 Том 44. Пализа - Перемычка (1939)-1.pdf/166

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

1 двор  — 7 десятин (см. Ленин, Соч., том XII, стр. 223). Среднее крестьянство непрерывно «вымывалось». Процесс классового расслоения деревни сталкивал средних крестьян в ряды бедноты. Половина всех крестьянских дворов имела до 8 десятин (в среднем 4, 9 десятины) на двор. «Все это население  — пауперы, нищие, наделенные ничтожными клочками земли, с которых нельзя жить, на которых можно только умирать голодной смертью» (см. там же, стр. 220 и 221), Грошовая заработная плата батрака (напр., в Воронежской губ. в 80  — х гг. 19 в. составлявшая за год 57 рублей деньгами и 42 рубля натурой, а всего 99 рублей) считалась «роскошной» в сравнении с уровнем жизни крестьянина в своем «собственном» хозяйстве в эпоху империализму. Процесс образования и гибели парцеллярного хозяйства постоянно происходит во всех капиталистических стра  — нах. Мировой экономич. кризис (1929—32) и приход в ряде стран к власти фашистов обострили до крайности эксплоатацию крестьянства помещиками, капиталистами и фашистским государством» В гитлеровской Германии, по переписи 1935, насчитывается 2.700 тыс. крестьянских хозяйств, имеющих менее половины гектара земли. В то же время 412 крупнейших помещиков в Германии владеют 2, 6 млн. га земли. 40% крестьянской земли заложено в банках. Задолженность крестьян по ипотекам составляет 12 млрд, марок. Фашистское правительство установило чрезвычайно убыточную для крестьян политику цен, отбирает у крестьян весь урожай. В Японии крупные помещики составляют 1% всех земельных собственников, но им принадлежит св. */4 всей земли, а 2, 5 млн. крестьянских хозяйств Японии имеют меньше половины 1 га на хозяйство. В руках крестьян, составляющих 93 % всех земельных собственников, находится лишь половина земли. Средний доход на 1 душу в крестьянской семье в Японии за 1936 составил 85 руб., включая сюда и все производимые в хозяйстве с. — х. продукты. Нищета в японской деревне доходит до того, что крестьяне вынуждены продавать своих дочерей в рабство. Во Франции, в классической стране парцеллярного земледелия, хозяйства размером до 10 га составляют 83, 5% от общего числа хозяйств, а имеют всего 25, 4% всей земли. Среди этих хозяйств 38, 5% (2 млн., из коих только 1 млн. — собственников) имеют менее 1 га.

В то же время 3, 3% всего числа собственников владеют почти половиной всей площади земли (45, 6%). Эти сведения, взятые из приукрашенных данных официальной французской статистики, не могут скрыть основного факта сосредоточения в немногих руках крупных аграриев огромного количества земель, дальнейшей концентрации крупной земельной собственности в руках небольшой кучки помещиков и хронич. дробления карликовых хозяйств.

В Америке ежегодно огромная масса фермеров лишается своей земли, превращаясь в арендаторов и батраков. На 100 амер, фермеров приходилось арендаторов: в 1880—26, в 1900—35, в 1920—38, в 1935—42. Помещичьи хозяйства размером св. 400 га в США занимали в 1910 19% всей земли, в 1920—23%, в 1930—28%^ в 1935—29%. В результате аграрного кризиса в 1933—35 у 800 тыс. амер, фермеров земля была продана с торгов. На XVII Съезде ВКП(б) т. Сталин отмечал, что аграрный кризис «охватил все отрасли сельского хозяйства, в том числе животноводство, доведя его до деграда 306

ции» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд.,, стр. 539). За годы мирового экономич. кризиса, миллионы крестьян во всех капиталистич. странах разорились дотла. Несмотря на то, что мелкие крестьяне отдают капиталистам и ростовщикам (в том числе и крестьянской буржуазии) не только весь чистый доход от своего хозяйства, но даже часть своей заработной платы, «они большею частью очень привязаны к своей собственности, хотя в действительности она принадлежит не им, а ростовщику» (Энгельс, Предисловие к «Крестьянской войне в Германии», в кн.: Маркс, Избр. произв., тя> II, 1938, стр. 395). Частная собственность привязывала, привязывает и будет еще привязывать мелкого крестьянина, в Зап. Европе к его мелкому товарному хозяйству, — указывает т. Сталин (см. Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 305). Но это хозяйство даже в лучшие годы не обеспечивает сколько-нибудь сносного существования его и его семьи.

Буржуазные теоретики и их подголоски типа, Давида, — Герца, Чаянова, основываясь на. приверженйости мелкого производителя к своему клочку земли, ссылаясь на чрезвычайную выносливость мелкого крестьянства, на. его готовность терпеть любые лишения, лишь бы отстоять свое собственное хозяйство, утверждали, чтоб земледелии крупное хозяйство не имеет преимуществ перед мелким, отрицали факт вытеснения мелкогб с. — х. производства, крупным, оспаривали однородность процессовконцентраций и централизации как в промышленности, так и в сельском х-ве; пытаясь затушевать глубочайшие противоречия капитализма., отвлечь рабочий класс и беднейшее крестьянство от борьбы за диктатуру пролетариата, они построили антинаучную, глубоко реакционную «теорию» об особой «живучести» и «устойчивости» мелкокрестьянского хозяйства в борьбе с крупным хозяйством. «Нетрудна понять, что такая „устойчивость44 хуже всякой неустойчивости. Нетрудно понять, что эта антимарксистская теория имеет своей целью лишь одно: восхваление и упрочение капиталистических порядков» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 304).

Маркс и Энгельс доказали, что мелкое парцеллярное крестьянство, испытавшее весь гнет капитализма, неизбежно должно будет найти себе естественного защитника и единственного вождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный строй и построить новое социалистич. общество. «Только падение капитала может поднять крестьян, только антикапиталистическое, пролетарское правительство может положить конец его экономической нищете и общественной деградации» (Маркс, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., Избранные произв., т. II, 1938, стр. 207). В нашей стране Великая Октябрьская социалистическая революция, отменившая навсегда частную собственность на землю, ликвидировала, парцеллярное землевладение, открыла трудящемуся крестьянству путь к колхозам, к крупному производству в земледелии. В СССР создано самое крупное в мире социалистич. сельское хозяйство. В условиях диктатуры рабочего класса колхозное крестьянство избавлена от всякой эксплоатации, быстро идет по пути зажиточной жизни, ибо «оно базирует свою работу и свое достояние не на единоличном труда и отсталой технике, а на коллективном труде