Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 44. Пализа - Перемычка (1939)-1.pdf/53

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

бардов, он в 800 получил от папы Льва III (795—816) титул римского императора и занял по отношению к П. то положение, к-рое принадлежало раньше византийским императорам: всячески содействуя укреплению католич. церкви, он в то же время выступал как верховная рласть над папой, целиком подчинив его себе. Лишь с распадом Франкского государства П. вышло из-под опеки светских властей и стало заявлять свои претензии на господство над ними. Особенно большую роль сыграл папа Николай I (858—867), к-рый не только усилил централизацию церкви, добившись полной власти над всеми епископами и ослабив значение соборов и митрополитов, но и сделал свой суд высшей апелляционной инстанцией даже для светских дел: вмешавшись в дело о разводе короля Лотаря, он на практике поставил свою власть выше королевской.

Николай I исходил из идеи о мировом центральном значении папской власти, от к-рой получают свою власть и светские государи. При Николае I углубился также и разрыв П. с восточной византийской церковью. Однако, становясь все более независимым по отношению к крупным политическим силам средневековой Европы, П. на деле попадало в зависимость от чисто местных сил, а именно — феодальных группировок и партий, боровшихся в Римской области: не нуждаясь более в утверждении императора, выборы пап, производившиеся в этот период клиром и «римским народом» (т. е. знатью), фактически определялись борьбой местных клик, В результате с 10 в. П. стало игрушкой в руках феодальных графов, владевших наследственными землями на обоих берегах Тибра, владетельных епископов, аббатов и светских «адвокатов» папы и ^ особенности римской аристократии, называвшей себя «сенаторами», хотя сенат давно не существовал, и изображавшей из себя римский «народ». Противоречие между ролью папства как всеевропейского религиозно-политического центра и его зависимостью от чисто местных, провинциальных сил в конце-концов привело к завоеванию Италии и установлению власти над П. короля Германии, самого сильного в то время среди феодальных государей Европы, Оттона I, принявшего титул императора в 962. Под властью герм. императоров в 10—11 вв. П. продолжало переживать упадок; это было время разложения всей католич. церкви, падения дисциплины и нравственности духовенства; история пап этого времени (избиравшихся попрежнему, но утверждавшихся, а иногда и просто назначавшихся императором) представляет собой историю непрерывных преступлений, разврата, убийств. Лишь в середине 11 в. клюнийское движение [см. Клюнийская реформа (или клюнийское двио/сение)'] за обновление католич, церкви привело на папский престол ряд пап, поставивших перед собой задачу нового укрепления П. Крупнейшим из них был Григорий VII Гильдебранд (1073—1085), с именем которого связан момент расцвета идейно-политической мощи папства, нашедшего свое выражение в драматической борьбе за инвеституру (см.) между папой и герм. императором Генрихом IV. Декретом 1059, проведенным Гильдебрандом, выборы пап были изъяты из рук римского клира и народа и переданы коллегии кардиналов (см.); хотя при этом подразумевалось последующее неопределенное «одобрение» выборов импераб. с. э. т. XLIV.тором, но по существу это было началом освобождения П. от империи. Церковные реформы Григория VII чрезвычайно усилили П. как руководящий центр католич. церкви (папские легаты и пр.). Григорий VII исходил из идеала феодально-теократического государства во главе с папой и светскими государями в качестве его вассалов. Он писал: «Человеческая гордыня изобрела власть королей; божественное милосердие установило власть епископов».

Отсюда вытекало и требование первенства духовной папской власти перед светской. «Все народы должны лобызать ноги папы; в его власти низложение императоров».

Борьба с империей за инвеституру, начатая Григорием VII, продолжалась при Урбане II (1085—99), Пасхалии II (1099—1118) и, наконец, завершилась при Калликсте II (1119—24) заключением с императором Генрихом V в 1122 Вормского конкордата (см.), ознаменовавшего если и не полную, то, во всяком случае, частичную победу папства. Преемники Григория VII пытались также осуществить идею приобщения, хотя бы насильственного, к католицизму мусульманского Востока и завоевания Иерусалима. Начиная с Урбана II папы возглавили крестовые походы, к-рые в сильной мере содействовали как дальнейшему росту авторитета и влияния П., так и увеличению его экономич. мощи, благодаря скоплению в его руках оставляемых крестоносцами под защитой церкви земель и притоку награбленных богатств с Востока. Всему этому происходившему в 11—12 вв. процессу чрезвычайного усиления П. способствовало, с одной-стороны, протекавшее параллельно (в условиях роста денежных отношений и обострения классовых противоречий) сплочение господствующего феодального класса в Европе, нашедшего в лице централизованной католич. церкви не только образец, но тайже организатора и идеолога этой перестройки, и, ^с другой, — экономическое и политическое развитие итальянских городов, к-рое все более превращало Италию в передовую страну Европы и тем давало, наконец, П. недостававшую ему местнутб опору. Правда, социально-экономич. развитие и самого Рима, наряду с другими городами, привело в 1143 к народному восстанию во главе с Арнольдом Брешианским (см.) и установлению в Риме республики под лозунгом отрицания прав П. на светскую власть, но уже к 1155 П. удалось полностью справиться с этим движением. Одновременно П. возглавило борьбу итальянских городов против завоевательной политики герм. императоров из дома Штауфенов. Фридрих Барбаросса принужден был смириться перед папой Александром III (1159—81), Фридрих II потерпел ряд поражений от пап Григория IX (1227—41) и Иннокентия IV (1243—54), и с концом Штауфенов папство достигло к середине 13 в. полной независимости в Италии и фактически добилось уничтожения империи.

Вообще 13 в. был временем наивысшего расцвета П. Уже в правление (понтификат) Иннокентия III (1198—1216) П. достигло кульминационной точки своего могущества: Византия была в 1204 покорена «латинянами» и подчинена римской церкви; опасная альбигойская ересь на юге Франции была подвергнута разгрому; в Германии и других странах Европы папы были фактическими арбитрами; король английский (Иоанн Безземельный) признал себя вассалом папского престола; даже наибо4