Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 46. Пола - Призмы оптические (1940).pdf/313

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

витие серозем ы — П., расположенные на повышенных дренированных местах. В горных областях (напр., Закавказье) развиты красноземы и желтозем ы — П., бедные перегноем и элементами пищи. На них организовано в СССР выращивание чая и различных субтропических культур.

Значение П. в народном хозяйстве чрезвычайно велико, оно определяется существенным свойством ее — плодородием. Максимального выражения элементы плодородия — вода и пища зеленых растений — достигают в П., которая обладает комковатой структурой, т. е. состоит из комков величиной от 1 до 10 мм в диаметре, причем каждый комок отличается прочностью, т. е. способностью не расплываться в воде. Каждый комок составлен из частиц П., которые залегают в комке плотной бесструктурной волосной массой. Пахотный горизонт, составленный из таких комков, всегда отличается рыхлостью, так как комки касаются друг друга лишь небольшими поверхностями. В структурную П. свободно проникает вода атмосферных осадков и приобретает в ней свойство прочного запаса. Распределяясь в волосных сосудах комков, к-рые разделены между собой более широкими промежутками, вода не может подняться по ним к поверхности испарения и прочно удерживается в комках, т. е. может быть использована только растением. Испаряет воду лишь самый верхний тонкий слой П., составленный 2—3 рядами комков, и под этим высыхающим слоем сохраняется влага нижних горизонтов. Одновременно в структурной П. между комками содержится воздух, который возбуждает на поверхности комка аэробный процесс, поддерживающий приток к растению усвояемых соединений минеральной пищи. В структурной П. могут одновременно содержаться оба элемента ее плодородия — усвояемые вода и пища зеленых растений — в необходимых растениям количествах.

Этим обусловливается получение на структурных П. высоких и устойчивых урожаев, определяющих, таким образом, комковатую структуру П. как главное условие ее плодородия.

На такой П. все агротехнич. мероприятия  — орошение, удобрение, сортовые семена и т. д. — проявляют полную свою эффективность. Производительность труда на структурных П. достигает также наибольшего эффекта.

П. могут быть бесструктурными, или, что то же, раздельночастичными, распыленными, «выпаханными». Образование таких почв связано с разрушением комков. В результате разрушения комков почвы под совместным влиянием механических, физико-химических и биологических факторов образуются частицы пыли, к-рые заполняют все промежутки между комками, и в П. восстанавливается сплошная сеть волосных сосудов. По таким сосудам вода проникает в П. с прогрессивно-замедляющейся скоростью и перемещается в ней, в зависимости от быстроты высыхания, от мест, более увлажненных, к местам, менее влажным.

Таким образом, по мере нагревания поверхности бесструктурной П., вода очень быстро и непрерывно движется к поверхности испарения, и П. полностью теряет сделанные ею запасы воды. Снабжение растений водой на такой П. зависит только от частоты дождей.

Вместе с тем в бесструктурной П. ухудшается и пищевой режим. Когда в П. максимум воды, все элементы пищи под влиянием анаэробныхпроцессов переходят в неусвояемые формы.

Когда в такой П. мало воды и, следовательно, много воздуха, развивающийся аэробный процесс снабжает растение большими, количествами усвояемой пищи, к-рая, однако, не может быть использована растением вследствие недостатка воды. Урожаи на бесструктурных П. носят стихийный характер ’и выражаются в среднем низкими величинами. Тесное соприкосновение частичек бесструктурной П. между собой обусловливает возникновение связности, т. е. сопротивление силам, стремящимся разъединить ее частицы. Поэтому бесструктурные П. чрезвычайно трудно обрабатывать. На бесструктурной П. все агротехнич. мероприятия сильно снижают свою эффективность, и труд становится малопроизводительным. Бесструктурные П. достались нам в наследие от царской России, в условиях к-рой капиталистич. система хозяйства, в интересах непосредственного возможно быстрого получения прибылей, хищнически эксплоатировала П., не заботясь о судьбах будущих поколений.

«Всякий прогресс в капиталистическом земледелии есть прогресс не только в искусстве подвергать рабочего ограблению, но вместе с тем и в искусстве ограбления почвы, всякий прогресс в временном повышении ее плодородия есть в то же время прогресс в разрушении постоянных источников этого плодородия» (Маркс, Капитал, т. I, 8 изд., 1936, стр. 420).

В условиях социалистич. системы хозяйства забота о земле, о повышении плодородия П. поставлена как центральная задача теории и практики социалистического с. — х. производства. Передача земли на вечное пользование колхозам, развернувшееся стахановское движение в с. — х. производстве, введение правильных севооборотов, обеспечивающих превращение бесструктурных почв в структурные, внедрение рациональной системы обработки П., удобрения и др. мероприятия — все это на базе передовой машинной техники колхозов, МТС и совхозов гарантирует повсеместное и непрерывное повышение плодородия почвы Советского Союза. Техническая вооруженность и оборудованность советского почвоведения стоит на уровне современной науки. В СССР в специальных институтах развернуты прекрасно оборудованные лаборатории по изучению физико-химич. свойств почв и почвенных коллоидов. В последние годы для изучения строения и минералогии. состава мельчайших почвенных частиц успешно применяется рентген. Начато также внедрение спектрального анализа, к-рый позволит изучать в почве и растениях мало распространенные химич. элементы. — Советская секция почвоведов является самой крупной секцией Международной ассоциации почвоведов, имеющей свой постоянный официальный центр в Гронингене (Голландия).

Другими крупными национальными секциями являются американская и английская. Ассоциация почвоведов собирала за время своего существования 3 международных конгресса: 1-й — в Америке (1927), 2-й — в СССР (1930), 3-й — в Англии (1935).

Лит.: Вильямс В. Р., Почвоведение, 2 изд., ч. 1—2, 14., 1920; его же, Избранные сочинения, т. II  — Почвоведение, М. — Л., 1926; его же, Почвоведение, М. — Л., 1936; Глинка К. Д., Почвоведение, 6 посмертное изд., М., 1935; Ге д ро йц К. К., Учение о поглотительной способности почв, 4 изд., М., 1933; Докучаев В. В., Русский чернозем, М. — Л., 1936; Костыч е в П. А., Почвы черноземной области России, их происхождение, состав и свойства, М. — Л.» 1937; Прасо-