Страница:БСЭ-1 Том 48. Рави - Роббиа (1941).pdf/358

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

гами плебейско-крестьянских масс, которые ставили на очередь вопрос о богатстве и бедности, воскрешали легенды о христианском коммунизме времен апостолов и т. д. В этом виде Р. становилась явно опасной и для буржуазии, и поэтому крайностям религиозного индивидуализма надо было поставить известные преграды. Это и было достигнуто в евангелическом, т. е. в буржуазном направлении Р. организацией новых церквей (т. е. связыванием верующих обязательным вероучением) и подчинением их существующим властям.

Р. в Германии. Организация протестантских церквей как коллективов, связывающих верующих обязательностью вероучения, была различна в зависимости от объективной  — обстановки, в которой она осуществлялась.

Лютеранская церковь, распространявшаяся в Германии с ее социально слабым бюргерством, в обстановке начавшегося экономического упадка в 16 в., с самого начала носила отпечаток компромисса между бюргерством и феодальной властью многочисленных князей, или, вернее, была результатом подчинения бюргерства, напуганного крестьянско-плебейским движением 1524—25, власти князей. Вследствие этого учение Лютера, имевшее вначале бюргерскобуржуазный характер, быстро стало принимать в себя многие черты старых феодальных положений католич. вероучения. Это в особенности ярко проявилось в позднейших толкованиях Лютером существа двух оставленных им в лютеранском ритуале таинств (крещения и причащения), чрезвычайно близких к сакраментально-магическому их пониманию у католиков. Это вытекало из необходимости сохранить церковь с ее служителями в качестве лиц, особо посвященных в ритуал таинств и в данном случае подчиненных светским властям. — Необходимость поставить свою церковь под охрану классово чуждой для буржуазии власти феодальных князей, другими словами, поставить самое буржуазию под охрану князей от опасностей, идущих от эксплоатируемых масс, заставила Лютера передать светской власти само средство спасения и его материальный субстрат, т. е. таинство, поставив верующего тем самым в зависимость от светской власти. Вследствие этого Лютер и принужден был почти восстановить католич. учение о таинстве. Таким путем, вопреки учению лютеранства о самоуправляющейся общине верующих как единственной организации, соответствующей «священному писанию», церковь стала орудием светских государей. Благодаря этому лютеранство могло стать религией не только немецкого бюргерства, но и германского мелкодержавного абсолютизма и восточнонемецкого юнкерства.

Р. в Швейцарии (Цвингли). Вариантами Р., в которых буржуазная религиозная идеологи^ проявилась в более чистом и последовательном виде, были цвинглианство и кальвинизм. Оба эти течения выросли в условиях развитых в торговом и промышленном отношениях городов Швейцарии (Цюрих и Женева).

Особенностью реформации Цвингли было то, что она проходила мирно под надзором и при деятельном участии городских властей Цюриха. Отсюда «единообразие» культа и его принудительность для всех граждан. Церковь и государство-город сливались здесь воедино.

Административные распоряжения городских властей носили религиозную окраску, а рели 686

гиозные предписания мало чем отличались от полицейских распоряжений. В ограниченной жизни маленького швейцарского кантона церковная община, образующаяся согласно новым понятиям о церкви, тотчас же совпадала с общиной как учреждением политическим.

Буржуазный характер реформации Цвингли особенно ярко выступил наружу после Крестьянской войны 1525 в Германии, когда Цвингли порвал связь с анабаптистами и начал их преследовать. Отмежевавшись, т. о., от крайних элементов, Цвингли с тем большей силой почувствовал необходимость поставить свою Р. под покровительство городских властей и признать магистрат высшим церковным органом, подчеркивая в своих дальнейших сочинениях божественное происхождение власти и ослабляя учение о праве сопротивления ей, к-рое у него, как у республиканца, было раньше довольно сильно выражено. Но все же он, в отличие от Лютера, остался до конца республиканцем, отстаивавшим самоуправление религиозной общины и выборность церковных властей и подозрительно относившимся ко всем государям, как к тирании. Буржуазный республиканизм Цвингли нашел свое отражение в его догматических положениях во время спора с Лютером. Когда в 1529 нек-рые лютеранские князья в борьбе с императором Карлом V решили привлечь к союзу швейцарские города и подняли вопрос о примирении цвинглианства и лютеранства, эта затея кончилась неудачей.

Княжеская реформация Лютера оказалась так же трудно соединимой с буржуазно-республиканской реформацией Цвингли, как трудно было примирить городскую республику с развивающимся княжеским абсолютизмом.

Внешне это выразилось в том, что Лютер отказался признать учение Цвингли о таинстве причащения как лишь о коммеморативном акте (т. е. таком, к-рый совершается лишь в воспоминание о Тайной вечере) и настаивал на том, что хлеб и вино, даваемые в причастии верующему, суть истинные тело и кровь Иисуса Христа. Лютер во время переговоров с Цвингли написал мелом на столе греческое слово «есть» (тело и кровь) и заявил, что от этого он никогда не откажется. Примирение не состоялось. Смысл этого упорства Лютера состоял в том, что ему нужно было профессиональное, а не выборное из среди общины духовенство, к-рое должно было колдовством превратить символ в действительность. У Цвингли таинство — лишь знак принадлежности к определенной общине, республиканское устройство к-рой дает достаточную гарантию ее социальной и политич. устойчивости, и поэтому магизм таинства не только не нужен, но и опасен, т. к. он может привести в сфере религиозно-церковной к образованию антиреспубликанского авторитета, к созданию такой церковной иерархии, к-рая, превратившись в авторитарную организацию, может вступить в конфликт с республиканскими властями.

Кальвинизм как идеология буржуазии периода первоначального накопления. Наиболее полно буржуазный характер реформации получил свое выражение в кальвинизме с его учением об абсолютном предопределении и с его своеобразной этикой мирского призвания. Это — религия буржуазии периода первоначального накопления; накопление, воздержание, аскетизм, суровость жизни — такова идеология кальвинизма. Предо-